издается с 1879Купить журнал

И какой вождь не любит быстрой езды!

Автомобильные предпочтения Иосифа Сталина и его ближайших соратников

Недавно рассекречена информация из почти пятисот путевых листов Гаража особого назначения, водители которого занимались перевозкой первых лиц.

Кремлевский завгар Удалов

За период с 21 декабря 1931 по 3 мая 1935 г. в целях персональных перемещений Сталина в Москве и столичных окрестностях был выписан 481 путевой лист1. Автотранспортным обеспечением "больших вождей" адресно занимался Гараж особого назначения (ГОН) Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны СССР. В подавляющем большинстве сталинских поездок первой половины 1930-х за рулем был лично заведующий ГОН с 1923 по 2 марта 1953 г. Павел Осипович Удалов.

Путевой лист для поездок Сталина на 17 декабря 1931 г. / ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 38. Д. 244. Л. 24.
Путевой лист для поездок Сталина на 17 декабря 1931 г. ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 38. Д. 244. Л. 24.

Основной водитель Сталина родился в 1893-м в деревне Милютино, ныне это Плюсский район Псковской области. Образование Павла ограничилось четырьмя классами, но шоферские навыки талантливый юноша приобрел еще в императорской России. С 18 лет он работает в Петербурге, поначалу сторожем в Гостином дворе, в 1913 г. устраивается подручным слесарем в автомастерские, а с началом мировой войны Удалов уже "шофер 1-й запасной автомобильной роты г. Петрограда (ставка Главнокомандующего)". Транзитом через службу в автобазе Временного правительства молодой водитель отправился на службу к советской власти, которая за долгие годы удостоит его шестью орденами, в том числе орденом Ленина в победном 1945-м. Небезынтересно, что во главе гаража и за рулем сталинских автомобилей, находился служащий органов госбезопасности Удалов, партийного билета не имевший.

Ответственность на псковском парне небольшого роста лежала огромная - ему поручался и отбор лучших заграничных машин для ГОНа. Например, в декабре 1929 г. Удалов был направлен в командировку в Великобританию для размещения заказа на пять автомобилей "Роллс-Ройс". Подавляющее большинство сталинских рейсов в тех самых путевых листах выполнены именно на таких машинах, имевших в официальных бумагах также написание "Рольс-Ройс"; "Кадиллак" и "Линкольн" встречаются гораздо реже, а с апреля 1934-го появляются сменившие гордость английского автопрома американские "Паккарды". Из машин советского производства в первой половине 1930-х в ГОНе были только грузовики - "полуторка" "Форд-АА", собранная на московском автосборочном заводе КИМ и "АМО-3" грузоподъемностью 2,5 тонны, изделие 1-го Государственного автомобильного завода им. Сталина2.

Приборная панель
Приборная панель

Новые иномарки для перевозки "больших вождей" в условиях запрета на "импорт автомашин как грузовых, так и легковых, без специального разрешения ЦК", введенного решением Политбюро ЦК ВКП(б) 25 мая 1931 г., закупались исправно, равно как и запчасти к ним. Так, в сентябре 1931 г. ГОН получает из Великобритании очередной "Роллс-Ройс"3, а в апреле 1932-го - еще один, модификации "Фантом-2"4. Рейсы со Сталиным на борту совершались на технике не только новой, но и снабженной всем необходимым - об этом в протоколе №102 заседания Политбюро от 1 июня 1932 г.: "... 11. Выписать для Особого гаража на машины Рольс-Ройс запасных авточастей на 20.000 рублей в валюте"5.


Пальто на вате, валенки ниже колен

Как часто и насколько интенсивно ездил на автомобилях ГОНа Сталин? С 9 октября по 31 декабря 1931 г. выписано 33 путевых листа6, передвигался генсек исключительно на "Роллс-Ройсах", был среди них и любимый автомобиль, имевший для выездов в город N 935: с 21 декабря 1931 по 25 марта 1932-го первое лицо возили исключительно на нем. За это время машинами было пройдено 2153 км, Удалов выезжал со Сталиным в качестве шофера 34 раза, водитель В.И. Рябов - 10, а Л.Т. Горохов - 4 раза. Ни одна из зафиксированных в это время сталинских поездок не превышала 100 км, редко превышал эту цифру и суточный километраж, исключением стал напряженный день 17 декабря 1931 г., когда Сталин с 00.10 до 22.30 совершил пять поездок по Москве и за городом общей протяженностью 212 км7.

Штат Гаража особого назначения на начало 1931 г. был невелик - 23 человека. В автохозяйстве находились в эксплуатации 16 легковых автомобилей, двое автосаней и два мотоцикла8. В ту пору остро не хватало элементарного оборудования, не хватало и зимней спецодежды.

Случались с водителями гаража и сложные дорожные ситуации. Так, во время загородной поездки 10 апреля 1931 г. в Архангельское застрявший в снегу автомобиль ГОНа (за рулем был личный шофер В.М. Молотова А.Э. Якобсон) выручили местные крестьяне, которым за помощь водителю пришлось заплатить пять рублей9.

К середине 1932 г. положение изменилось в лучшую сторону. В мае этого года 27 сотрудникам ГОНа впервые выдали летнюю спецодежду: прорезиненные плащи, ботинки (сапоги), рабочие костюмы, а шоферам - дополнительно перчатки и кепи10.

2 июня 1932 г. Совнарком СССР издал постановление № 375 за подписью Молотова: "Выделить из Автобазы СНК СССР Особый гараж Кремля, оставив его в Кремле как самостоятельный гараж Кремля при СНК СССР"11. Автобоевой отряд ВЦИК был выведен за пределы Кремля (в Манеж), его место занял ГОН, получивший помещения отряда с оборудованием, ряд водителей и техников. С этого времени на кремлевской территории Московского Кремля оставался только один гараж.

В сентябре 1932 г. все работники гаража получили зимнюю спецодежду: рабочие костюмы (45 человек); шоферы (26 человек) дополнительно - пальто на вате с меховым воротником, перчатки шоферские зимние, а помощники шоферов и работники мастерской - полупальто бобриковое с воротником, валенки ниже колен; а вот сапоги фетровые с галошами получили только 11 шоферов (водители открытых автомобилей и мотоциклов)12.

Существенную помощь сотрудникам ГОН оказало решение 1933 г., после которого они стали получать на руки денежные суммы для самостоятельного приобретения летней и зимней спецодежды13. А в 1935 г. закрытая часть Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) предписала: "Шоферов Особого гаража СНК СССР [...] оплачивать твердыми ставками от 500 до 750 рублей в зависимости от квалификации. Никаких других начислений и доплат этим шоферам не производить"14.

Первый конвейер легковых автомашин ЗИС-101 на заводе имени Лихачева. / РИА Новости
Первый конвейер легковых автомашин ЗИС-101 на заводе имени Лихачева. РИА Новости


"Сам проехал всю трассу..."

ГОН обеспечивал транспортное обслуживание больших вождей не только в Москве и Московской области, но и во время их поездок по стране. Так было и при подготовке известного путешествия Сталина на Беломорканал. При этом особую активность проявил ленинградский партийный руководитель С.М. Киров.

Если Сталин никогда сам за руль не садился, то его соратник любил погонять с ветерком. 14-15 мая 1933 г. Киров лично проверил состояние трассы от Ленинграда до Москвы, отдав необходимые распоряжения по улучшению дороги. По воспоминаниям Н.Ф. Свешникова, "Сергей Миронович съездил в Москву, сразу исчез на два дня, в это время ездил на машине в Москву, сам проехал всю трассу и все проверил... Мироныч сам проехал всю дорогу туда и обратно на машине. Правда, он ехал с отдыхом, кажется с ним был Юдин15. Сергей Миронович, видимо, заехал к Серго. В Москве, очевидно, мало кто знал об этой поездке"16.

Анастас Иванович Микоян. 1937 г. / РИА Новости
Анастас Иванович Микоян. 1937 г. РИА Новости

Отчаянным автомобильным поведением отличался не только Сергей Миронович. 20 декабря 1939 г. Анастас Иванович Микоян, не раз заставлявший своих водителей из ГОН А.А. Степанова и С.И. Тимашева гонять на бешеных скоростях, удостоился такого вот персонального решения Политбюро:

"О тов. Микояне.

1. Воспретить тов. Микояну езду на автомобиле со скоростью 80-100 километров в час [в черновике стояли другие цифры: 100-150 километров в час17. - Авт.].

2. Обязать тов. Микояна не требовать от своего шофера больше скорости, чем 50-60 километров в час.

3. Тов. Власику проследить за исполнением"18.

Это было не первое предупреждение Микояну по транспортной линии - 25 июня 1933 г. Политбюро объявило ему строгий выговор за полет на самолете без разрешения ЦК. За позднейшее лихачество даже простого выговора не выписали...

И тем же летом 1933-го после инспекции Кировым трассы Сталин и К.Е. Ворошилов решили "ударить автопробегом по бездорожью и разгильдяйству". 18 июля 1933 г. они ранним утром выехали из Москвы на трех автомобилях ГОНа в сопровождении двух автомашин Оперативного отдела ОГПУ СССР с охраной. В одном из автомобилей охраны в поездку отправился первый зампред ОГПУ Г.Г. Ягода. По дороге в двух местах останавливались для кратковременного отдыха и заправки топливом. Киров встретил гостей на Московском шоссе. "С Иосифом Виссарионовичем приехало несколько машин, они не заезжали в Смольный, а остановились у Строганова моста"19. Затем все поехали на Озерную пристань, где ждал пароход "Анохин", направлявшийся на Беломорканал; на обратном пути Сталин и другие охраняемые лица 26 июля вернулись в Москву поездом.

Монументальные формы и размеры
Монументальные формы и размеры

В конце лета того же 1933-го Сталин отправился в отпуск. 25 августа вождь к обеду был уже в Сочи, в доме отдыха ЦИК СССР "Пузановка", а уже вечером 26-го попал в аварию. При въезде на Ривьерский мост в автомашину Сталина врезался грузовик. "Хозяин" отделался легким испугом.

Кстати, это была не первая для него сочинская автоавария. 26 июля 1930 г. вместе с женой Н.С. Аллилуевой, С.М. Буденным и комиссаром для особых поручений Оперативного отдела ОГПУ И.Ф. Юсисом Сталин собрался в Красную Поляну. При выезде из той же "Пузановки", за речкой "Вонючкой" (лексика и кавычки документа), в 10.35 "Роллс-Ройс" ГОН столкнулся с автомобилем дома отдыха "Красный шторм". Сталину тогда повезло меньше, чем в 1933-м, - обрезало стеклом левую бровь, но уже на следующий день он чувствовал себя хорошо. Другие участники поездки не пострадали. Генсек тогда приказал никому об этом факте не сообщать и водителей не наказывать20.


Дефектный "Каделяк"

Случались происшествия и по причине отказа раскрученной зарубежной техники. По поводу одного из них глава НКВД Ягода направил записку Сталину:

"12 мая 1936 года у машины марки "Каделяк" [здесь и далее так в тексте. - Авт.], на которой ездит тов. Серго Орджоникидзе, сломалось рулевое управление. Вал руля был начисто сорван у самого соединения с червяком, и машина полностью потеряла управление. Авария произошла на плавном повороте при тихом ходе в 10-15 километров.

Проведенным расследованием с участием специалистов и экспертов Научного автотракторного института (НАТИ) установлено, что поломка произошла из-за порочности самого металла вала рулевого управления и фабричных дефектов его изготовления.

Вал руля не цельно тянутый, а изготовлен путем сварки полосы стали в трубу. Сварной шов плохо выполнен, так как в нем имеются местные непровары шва. В материале вала обнаружено большое количество шлаковых включений, расположенных по шву и продольная трещина с двух сторон излома вала, выходящая на его внешнюю поверхность. Кроме шва, трещины обнаружены и в остальном сечении вала.

Исследование остальных, имеющихся в особом гараже двух "Каделяков" подтверждает наличие таких же дефектов (плохая сварка шва и трещины) и у них.

Полагал бы необходимым:

1) впредь до устранения дефектов изъять эти машины из эксплуатации;

2) предложить Наркомвнешторгу предъявить фирме рекламацию, потребовав замены рулевых колонок и валов другими"21.

Сталинская резолюция гласила: "Членам ПБ. По-моему, т. Ягода прав"22.

И уже 29 мая Политбюро приняло решение "Об автомашинах "Каделяк" (протокол № 40):

"1) Впредь до устранения дефектов изъять машины "Каделяк" из эксплуатации.

2) Предложить Наркомвнешторгу предъявить фирме рекламацию, потребовав замены рулевых колонок и валов другими"23.


Основной и оперативный автомобили
Основной и оперативный автомобили

В Большой театр пешком

Новые автомобили иногда преподносят сюрпризы водителям. Так случилось и с новейшим "Паккардом" осенью 1939-го. Начальник 1-го отдела ГУГБ НКВД СССР Н.С. Власик направил наркому госбезопасности Л.П. Берии рапорт:

"Доношу, что 29 октября с/г при следовании из Кремля в Большой театр автомашины "Паккард", принадлежащей гаражу особого назначения СНК СССР, в которой находились т.т. Сталин, Молотов и Микоян, машина на углу Исторического проезда и площади Революции внезапно остановилась.

Т.т. Сталин, Молотов и Микоян вышли из машины и направились пешком в Большой театр.

По заключению технической комиссии (акт прилагается) автомашина остановилась якобы из-за случайного выключения рубильника общей сети ногой пассажира, сидевшего рядом с шофером, или же от резкого торможения при невыжатом сцеплении.

По объяснению шофера, остановка машины произошла из-за неисправности реле и аккумулятора.

Считаю необходимым машину поставить на ремонт с полным разбором мотора.

Прошу Ваших указаний"24.

Путевой лист для поездок Сталина на 2 апреля 1932 г. / ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 38. Д. 244. Л. 71.
Путевой лист для поездок Сталина на 2 апреля 1932 г. ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 38. Д. 244. Л. 71.

Разбор мотора эту версию подтвердил, а нога пассажира, вырубившая злосчастный рубильник, без последствий дошла до Большого театра. Стоит заметить, что подобных документов о ЧП с машинами ГОНа немного - напротив, отраженные в сотнях путевых листов каждодневные поездки Сталина и других советских вождей были хорошо организованы ведомством Павла Удалова и в условиях тогдашних далеко не идеальных столичных и подмосковных дорог были привычно безопасны. Порезанная в Сочи бровь так и осталась единственной травмой вождя во время автопутешествий...


1. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 38. Д. 244-245.2. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 38а. Д. 67. Л. 146-150.3. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 38а. Д. 53. Л. 151-151 об., 152-152 об., 153-154, 155-155 об., 254-257.4. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 38а. Д. 69. Л. 93-94.5. АП РФ. Ф. 3. Оп. 48. Д. 285. Л. 7-8; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 886. Л. 2, 24.6. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 38. Д. 244. Л. 1-33.7. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 38. Д. 244. Л. 24.8. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 38а. Д. 39. Л. 17; 21.9. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 38а. Д. 53. Л. 283.10. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 38а. Д. 69. Л. 111-112, 114-115.11. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 1. Д. 68. Л. 269.12. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 38а. Д. 67. Л. 17-17 об.13. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 38а. Д. 67. Л. 18-18 об. 19-19 об.14. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 120. Д. 141. Л. 1-3, 251-252.15. Юдин С.М.- шофер гаража Ленсовета, персональный водитель С.М. Кирова.16. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. ФК V-551. С. 88. Воспоминания Н.Ф. Свешникова.17. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 1243. Л. 16.18. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 1018. Л. 3.19. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. ФК V-551. С. 88. Воспоминания Н.Ф. Свешникова.20. Охота и политика. Десять веков русской охоты. М., 2009. С. 253-254.21. АП РФ. Ф. 3. Оп. 48. Д. 285. Л. 22-23.22. АП РФ. Ф. 3. Оп. 48. Д. 285. Л. 22; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 978. Л. 24; Оп. 163. Д. 1109. Л. 144-145.23. АП РФ. Ф. 3.. Оп. 48. Д. 285. Л. 20-21.24. Главный гараж России. От Собственного Его Императорского Величества гаража до Гаража особого назначения. 1907 - 2007. М., 2007. С. 141.