12.02.2019 07:42
    Поделиться

    Почему благоустройство двора нужно синхронизировать с ремонтом дома

    Что сдерживает реализацию программы благоустройства городов
    Региональные и муниципальные власти оказались не вполне готовы к масштабному благоустройству дворов и общественных территорий. К такому выводу пришла Счетная палата РФ, которая провела проверку использования бюджетных денег в рамках приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды". Претензии контролеров связаны с отсутствием комплексного подхода - не во всех регионах новый проект синхронизировали с программой капремонта домов. Кроме того, не все работы удалось выполнить в благоприятный погодный период - до конца октября. Каковы успехи и неудачи субъектов СЗФО, выясняла корреспондент "Российской газеты".

    Утром - дома, вечером - дворы

    Федеральный проект, призванный сделать более комфортными российские дворы и общественные пространства, стартовал в позапрошлом году. Еще в начале 2017-го федеральный Минстрой настоятельно рекомендовал региональным властям скоординировать работы по благоустройству с краткосрочными программами капитального ремонта, планами муниципалитетов по замене инженерных сетей, работами по подготовке к чемпионату мира по футболу и прочими ремонтными мероприятиями.

    - К сожалению, такой подход регионы фактически не применяли, - комментирует ситуацию аудитор Счетной палаты РФ Юрий Росляк. - Так, в 2017 году в Липецкой области благоустроили только семь процентов дворов тех домов, где в 2015-2017 годах был выполнен капремонт, а в Московской - 13 процентов таких дворов.

    Доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и территориального управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета Вадим Чекалин поясняет: капитальный ремонт многоквартирного дома (МКД) нельзя выполнять после работ во дворе. В противном случае деньги в рамках нового проекта будут израсходованы неэффективно.

    - Даже если речь идет не о комплексном капремонте, а о выборочных работах по обновлению кровли, фасада или инженерных сетей, только что благоустроенный двор все равно может прийти в запущенное состояние, - комментирует ситуацию Вадим Чекалин. - После ремонта фасада и кровли на придомовых территориях нередко остаются тонны строительного мусора, ремонт инженерных сетей чреват разрушением дорожек, цветников и других элементов дворового благоустройства.

    Жители Северо-Западного федерального округа, впрочем, на порчу только что благоустроенных дворов в связи с капремонтом не жаловались. Наоборот, в СЗФО есть позитивные примеры. В Калининградской области проект "Формирование комфортной городской среды" синхронизировали не только с программой капитального ремонта, но и с программой "Безопасные и качественные дороги". Так, в городе Гурьевске, популярном пригороде Калининграда, в рамках программы капремонта обновили фасады и кровли семи домов на Фабричной улице. Затем на Фабричной благоустроили дворовые территории этих же МКД. На соседней Крайней улице отремонтировали дорогу, построили новые тротуары и велодорожки, установили дорожные знаки и разметку.

    Капремонт дома нельзя выполнять после капремонта во дворе. В противном случае деньги будут израсходованы впустую

    - Заниматься синхронизацией работ по благоустройству и капитальному ремонту должны профильные министерства и комитеты субъектов Федерации, - продолжает Вадим Чекалин. - Это сложная работа, требующая временных затрат. Конечно, хорошо, когда регион может скоординировать все ремонтные работы во всех муниципалитетах. Но даже если на подобный анализ не хватает ресурсов, необходимо как минимум вычеркнуть из проекта "Формирование комфортной городской среды" дома, где в ближайшие несколько лет запланирован капремонт.

    Деньги закопали в снег

    Проблема так называемых зимних ремонтных работ для Северо-Запада актуальна.

    К примеру, в Пскове затянули работы по благоустройству дворов, включенных в программу в 2017 году. К концу октября из тринадцати объектов сдали только три. По остальным сроки передвигались, ремонты в этих дворах шли при неблагоприятных погодных условиях.

    Всего, по данным федерального Минстроя, в 2017 году в рамках проекта в нашей стране благоустроили свыше 2,5 тысячи общественных пространств, что на 3,4 процента превысило плановый показатель. Ремонты прошли в 20 тысячах дворов (102,8 процента от плана) и 212 парках (96,4 процента от плана). Тем не менее в девяти регионах работы не завершили на 31 объекте, их перенесли на 2018 год. Четыре объекта, включенные в программу в 2017-м, так и не сдали по итогам прошлого года.

    На 1 ноября 2018-го в нашей стране благоустроили 12,9 тысячи дворов (71 процент от плана), 2,2 тысячи общественных территорий (58 процент) и 121 парк (60 процентов). К концу октября власти не заключили контракты на благоустройство 49 дворов, 37 общественных территорий и одного городского парка.

    К концу прошлого года, по предварительным данным, регионы перевыполнили планы и по дворам, и по общественным пространствам, и по паркам. На 2019 год работы перенесли по 100 объектам в 16 регионах. Однако часто изменение срока сдачи касается дворов и общественных пространств, которые благоустраиваются сверх плана за счет возникшей в ходе торгов экономии.

    Так или иначе, качество "зимних" ремонтных работ, выполняемых в ноябре и декабре, вызывает у экспертов сомнения. По словам представителей Общероссийского народного фронта (ОНФ), в отдельных регионах рабочие в морозную погоду укладывали брусчатку и высаживали цветы, разбивая замерзший грунт под саженцы с помощью перфоратора.

    Муниципалитеты, которые участвуют в проекте, должны соблюдать единые правила при определении гарантийных сроков

    В Минстрое подобные инциденты связывают со сложностями, обусловленными обязательным участием местных жителей в реализации проекта. Ведь граждан необходимо вовлечь и в обсуждение предстоящих работ, и в контроль их выполнения, и в приемку. Иногда организационные мероприятия отнимают немало времени. При этом случаи выполнения работ в снегу все же остаются единичными, по всем подобным фактам проводятся проверки.

    Нужны гарантии

    Серьезные замечания есть и к качеству ремонтных работ, выполняемых в благоприятный погодный период, показали рейды и мониторинги ОНФ. Поэтому особую важность приобретает срок действия гарантийных обязательств подрядчиков.

    В 2018-м ситуация с гарантийными сроками разнилась даже внутри одного субъекта РФ. К примеру, в городе Мирном Архангельской области гарантийный срок на работы по благоустройству ограничивался годом, а в Архангельске, Новодвинске, Северодвинске и Вельске - тремя годами. В Псковской области градация проходила по видам объектов. Так, гарантия на спортивное оборудование составляла три года, на детские игровые комплексы - пять лет, малые архитектурные формы - год.

    - Муниципалитеты, которые участвуют в приоритетном проекте "Формирование комфортной городской среды", должны соблюдать единые правила при определении гарантийных сроков, - заявлял в прошлом году модератор тематической площадки ОНФ "Жилье и городская среда" Павел Жбанов. - Чтобы повысить эффективность реализации проекта, Минстрою РФ необходимо установить срок гарантии на проведенное благоустройство начиная от трех лет. При этом важны не только гарантийные сроки. Важна системная претензионная работа с подрядчиками, предполагающая комплекс штрафов и санкций за нарушение сроков и технологий.

    Сейчас механизм усовершенствовали. С 2019 года, по информации федерального Минстроя, подрядчиков обязали предоставлять трехлетнюю гарантию на работы и устранять недостатки. Отдельная проблема связана с экономией на дизайн-проектах. В Ленобласти специалисты ОНФ проанализировали эти документы и обнаружили множество ошибок.

    Поделиться