Почему украинская певица Maruv отказалась поехать на "Евровидение"

Должен же был кто-то сделать это первым?! И вот, случилось... Киевская певица Maruv, выигравшая в эти выходные национальный отбор на "Евровидение" у себя на родине, отказалась ехать на конкурс. Из-за того, что ее решили использовать на Украине в пропагандистских целях. А заодно потребовали больше никогда не выступать в России. И Maruv (такой сценический псевдоним взяла себе Анна Корсун) решила, что лучше тогда вообще обойдется без "Евровидения"!

Условия, поставленные перед этой красивой и очень стильной и модной певицей, звучат дико, злобно и почти по-рабовладельчески. Таких не выставляли своим конкурсантам ни в одной стране "Евровидения". Могу поручиться, поскольку езжу на конкурс уже почти 15 лет и знаю его правила, регламент, внутренний этикет, отношения между участниками и правовые нормы, заложенные Европейским вещательным союзом. Да и супевайзер "Евровидения" Йон-Ула Санд в редких беседах со СМИ (обозревателю "РГ" пару раз посчастливилось) не раз подтверждал, что конкурс - вне политики и направлен на то, чтобы находить взаимопонимание и сдруживать разные страны. Слоганы "Евровидения" последних лет - "Будьте вместе", "Все на борт!" - тому подтверждение…

Но на Украине решили сделать все по-своему. Или, может, грядущие 31 марта выборы президента Украины так повлияли? Ведь только в единственной стране Европы (а всего в "Евровидении" их будет участвовать сорок одна плюс Австралия) местный вещатель конкурса - Национальная общественная телекомпания Украины (НОПУ) - надумал поставить своему участнику (а голосование за него проходило в прямом эфире, да и пели претенденты перед зрителями, живьем) свои жесткие политические условия. Фактически,"включив" цензуру и стремление использовать артистов в своих корыстных целях.

Так не поступают нигде.  А в Киеве уже на сцене ведущий концерта быстренько начал прощупывать политические взгляды Maruv, вспомнив и ее выступление в российском Геленджике. Но она не поддалась. А потом за дело взялись в НОПУ, где певице предложили подписать договор, по которому она должна была бы согласовывать с этой государственной телекомпанией все свои интервью. Но отчитываться в том, что ты говоришь перед нынешней властью и согласовывать с чиновниками все свои мысли, да и, возможно, получать "сверху" указания о каждой фразе - кто ж из уважающих себя артистов на такое согласится? Артисты - люди вольные, свободные во взглядах, с ними так - окриком и навязыванием чужих мыслей - нельзя.

Вот и Maruv, с блеском исполнившая новую Siren Song (с которой вполне могла бы и выиграть в Тель-Авиве!), не стала слушаться приказов.

При этом член правления НОТУ Александра Кольцова рассказала журналистам, что "Maruv должна прекратить всю концертную деятельность в России, иначе не сможет представлять Украину на "Евровидении".

Но Maruv изучила предоставленный НОПУ договор и отказалась его подписывать. А вместо этого обратилась к поклонникам в социальных сетях. Причем, на русском языке, на котором говорят на Украине многие, хоть официально он не считается государственным и всячески вытравляется: что на уличных вывесках, что в названиях городов, что в школах и вузах. Вот ее слова:

- Наша встреча с НТКУ длилась около семи часов, в результате которой мы так и не пришли к соглашению двух сторон… Я - гражданка Украины, плачу налоги и искренне люблю Украину. Но не готова выступать с лозунгами, превращая свое пребывание на конкурсе в промо-акции наших политиков. Я - музыкант, а не бита на политической арене.

Я искренне благодарю и ценю каждого, кто в меня верил и голосовал. И прошу вас принять этот факт и не идти на конфронтацию. Это данность сегодняшнего дня. Я хочу дарить свое творчество без цензуры.

Конечно, Maruv не понравились и экономические условия договора, согласно которым она, например, могла взять с собой на конкурс только 10  человек и исключительно только за  свой счет… Тоже удивительная подробность, ибо обычно всеми обеспечительными финансовыми вопросами занимаются телекомпании стран-участниц…

Скандалы с Украиной на "Евровидении" становятся недоброй традицией. То Джамала едет на конкурс с политической песней-вызовом, да и в интервью - не в традициях конкурса - говорит в основном о политике. То в 2017 году, несмотря на уговоры ЕВС, Киев нарушает регламент конкурса и не пускает россиянку Юлию Самойлову. К тому же очень долго тянет с его организацией, не находя средства в бюджете… И в итоге супервайзер Йон-Ула Санд вынужден регулярно ездить в Киев: слушать объяснения, уговаривать, журить, удивляться. И вот теперь очередной скандал.

Но в ЕВС, кажется, смирились с желанием Украины непременно использовать конкурс в своих целях. Подавая тем самым пример и другим странам?! И решили опять не вмешиваться, ограничившись заявлением о том, что " каждый вещатель несет ответственность за выбор своего участника для "Евровидения" в соответствии с правилами…", то есть фактически согласившись с тем, что теперь конкурс становится ареной субъективной политической борьбы?

Только понравится ли это зрителям "Евровидения", для которых оно всегда было красивым и радостным праздником? И как теперь все эти политические игры скажутся на рейтингах и интересе рекламодателей? Вряд ли это понравится тем, для кого конкурс всегда был любимым отдыхом и поводом узнать, что интересного происходит в культуре других европейских стран, да и куда поехать в очередной отпуск. Но на Украине ведь всегда все решают по-своему.

Кстати

Ситуация с требованиями, выдвинутыми для Maruv на Украине, увы, типична. Но артисты из этой страны все равно к нам приезжают, несмотря на запреты нынешней власти в Киеве. Ведь Россия, в отличие от Украины, гастроли артистов из стран, которые многие из нас по-прежнему считают братскими, не запрещает. Недавно три аншлаговых концерта в Москве дала Светлана Лобода. Еще двое украинцев - Ани Лорак и Константин Меладзе - были наставниками шоу "Голос", завершившегося в новогодние праздники.

Регулярно выступают у нас и Мари Краймбери, Макс Барских, Потап и Настя, Alekseev, новые звезды панк-рока "Пошлая Молли" да и многие другие. Пусть люди сами разбираются, с кем им дружить и кому верить…

Напомним

На то, чтобы выбрать нового участника "Евровидения" или согласиться с условиями Maruv, Киеву дали 48 часов.