25.03.2019 19:35
    Поделиться

    Правительство пересмотрит топливные налоги по справедливости

    С апреля условия работы для российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) могут измениться. Сейчас большинство из них убыточны, причем не только из-за обязательств по поставкам топлива в рамках соглашения с правительством, но и из-за неудачной налоговой формулы, которая должна была поощрять добросовестные НПЗ, но пока с задачей не справилась. Автомобилистам же бояться нечего: планы ограничить рост цен на АЗС уровнем инфляции остаются в силе. Вопрос в том, во сколько это решение обойдется участникам всей цепочки поставок топлива.
    iStock

    Совещание в правительстве со всеми крупнейшими нефтяными компаниями - владельцами НПЗ пройдет во вторник, 26 марта, сообщил представитель вице-премьера Дмитрия Козака, который курирует топливно-энергетической комплекс. На минувшей неделе правительство уже высказало свою принципиальную позицию: соглашение о сдерживании роста цен надо продлить еще на три месяца - до конца июня, требования по объемам поставок на внутренний рынок смягчить, а демпфирующий (сглаживающий скачки цен) фискальный механизм скорректировать. Продление соглашения - это, по сути, "подушка безопасности" в период перемен, и теперь правительство рассчитывает убедить в этом нефтяников.

    Заводы, которые обеспечивают рынок качественным топливом, работают в убыток, хотя рассчитывали на поощрение

    Среди прочего, Дмитрий Козак обмолвился о введении некой "мягкой" модели лицензирования экспорта, который сейчас де-факто сильно ограничен из-за повышенных обязательств НПЗ по поставкам (каждый месяц компании должны отгружать на внутренний рынок на три процента больше бензина и дизеля, чем в тех же месяцах 2017 года). Эта тема обсуждалась еще в октябре прошлого года, но развития не получила. Смысл в том, чтобы создать условия, в которых продать товар на экспорт может только производитель (вероятно, по оговоренной с правительством квоте), а для перекупщиков типа биржевых трейдеров будет открыт только внутренний рынок. Минфин поддерживал вариант такой лицензии.

    В розничном сегменте с ноября прошлого года цены были зафиксированы на максимально допустимом высоком уровне, в то время как в оптовом звене, где НПЗ в низкий, зимний сезон начали заливать внутренний рынок повышенными объемами, цены опустились существенно ниже экспортной альтернативы. Она, в свою очередь, росла. В итоге маржинальность АЗС достигла рекордных значений для этого периода - более пяти рублей на литр, в то время как чистая маржа НПЗ оказалась отрицательной уже в январе и удвоилась в феврале. Еще одна причина убытков заводов - бензиновый демпфирующий механизм, по которому производители, несмотря на выполнение условий сделки с правительством, вынуждены были доплачивать в бюджет за поставки высококачественного топлива на внутренний рынок. Примечательно, что в этих условиях мини-НПЗ и экспортно ориентированные заводы были более маржинальны, чем их технологически развитые коллеги.

    Дмитрий Козак сообщил, что для более справедливой работы демпфера правительство снизит базовую цену бензина в формуле с 56 тысяч рублей за тонну Аи-92 до 51 тысячи. Для сравнения: в январе-марте биржевые цены колебались у отметки 40 тысяч рублей. Если бы новая формула заработала в текущем месяце, то за 20 дней марта демпфирующий коэффициент по бензину вырос бы с минус 485 рублей до плюс 5,8 тысячи, подсчитали эксперты исследовательской группы "Петромаркет". Правда, НПЗ все равно работали бы в убыток. Чтобы заводы вышли в плюс, нужно существенно пересмотреть требования по поставкам на внутренний рынок. В этом случае есть и ряд негативных последствий, признают в "Петромаркете": рост оптовых цен ведет к росту мелкооптовых, а значит, рентабельность заправок упадет примерно до 1,3 рубля на литр Аи-92 против текущих 4,4 рубля. Эти трудности не будут (или, точнее, не должны быть) заметны взгляду автомобилиста.

    Сейчас речь о том, как увеличить субсидии заводам, выпускающим социально значимые сорта топлива. Однако через несколько лет за счет модернизации мощностей НПЗ, изменения структуры выпускаемой ими продукции и сокращения логического отставания при перераспределении потоков и развитии трубопроводной инфраструктуры минфину, вероятно, снова придется пересматривать налоговую систему в отрасли, чтобы, наоборот, сократить субсидии там, где они станут избыточными.

    Поделиться