07.04.2019 19:56
    Поделиться

    Алые паруса

    Мюзикл Максима Дунаевского по мотивам романтической повести Александра Грина. Либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачева. Режиссер Дмитрий Белов. Продюсер Дмитрий Калантаров. Сценография Глеба Фильштинского. Костюмы Ольги Шагалиной. Хореограф Елена Богданович. Музыкальный руководитель и аранжировщик Евгений Загот. В ролях: Ольга Ажажа, Кирилл Гордеев, Виктор Есин, Иван Коряковский, Андрей Белявский, Анна Гученкова, Оксана Костецкая, Александр Суханов. Компания "Русский мюзикл". 12+

    Из всех отечественных опытов в жанре мюзикла это сочинение Максима Дунаевского стало самым востребованным: его уже играют 18 театров страны. Причины успеха - любимые с детства герои, вольный ветер дефицитной романтики, надувающий паруса любовно-авантюрного сюжета, и музыка, из которой многие номера стали шлягерами.

    Отличие московского спектакля компании "Русский мюзикл" - в его размахе. Сценическая конструкция художника Глеба Фильштинского грандиозна и подходит, скорее, для стационарного мюзикла. Это комбинация корабельных палуб-крыльев, которые при каждом взмахе открывают все новые возможности развивать действие на многих уровнях: от трюма до мачт. При этом мачты смахивают на трубы, корабль - на портовый городок, люди - сразу на всех персонажей романтической фантастики, от Ихтиандров и Аэлит до космических гопников, но полеты во сне и наяву совершаются в лифте.

    Режиссер Дмитрий Белов и хореограф Елена Богданович используют это пространство изобретательно и лихо. Музыка Максима Дунаевского звучит по-новому: под пером талантливого аранжировщика Евгения Загота она приблизилась к современным молодежным ритмам. Да и выбранный режиссером модный стиль стимпанка входит в прихотливые взаимоотношения с романтическими "гриновскими" традициями, странным образом вбирая их в себя, но уподобляя все действо лукавой механической сюите в духе фильмов Карела Земана или оперетт на темы Жюля Верна - дальних предтеч постмодернизма. В результате каждое перемещение на сцене, каждый актерский жест, не теряя своего человеческого наполнения, вкупе кажутся работой гигантского механизма с его шкивами, шестеренками и транспортерами.

    Сцена заполнена матросами в штанах от спецназа, но в шлемах Ихтиандров, испускающих лазерные лучи. На лбах - очки-бинокли, на запястьях - садомазо-браслеты, на ланитах - индейские тату. Покорный рутине народ похож на серых мышей со швабрами, капитан Грэй - на Сергея Столярова, взлетающего в стратосферу с арены фильма "Цирк" (фантазийные костюмы от Ольги Шагалиной). Хореография близка акробатике, труппа включает даже асов паркура.

    Все ошеломляет, интригует, все способно привести в восторг. Впрочем, кто-то из зрителей, даже хорошо знакомый с повестью Грина, возможно, почувствует некоторую растерянность: в мощных валах сценического движения тушуется, тонет сюжетная линия. По контрасту с гипердинамичным окружением Ассоль и Грэй кажутся статуарными - они выделены из массы ослепительными костюмами и поют прямо на публику, ничем не выдавая интерес друг к другу. Любовь из романтически возвышенной стала надземной, если не плакатной, и обозначена не столько актерскими средствами, сколько цветомузыкой.

    Дмитрий Белов - режиссер очень талантливый, подаривший нам много неожиданных и точных театральных решений, но мне показалось, что на этот раз он увлекся техническими решениями: форма заглушает смысл и простодушное обаяние придуманной Грином истории.

    Впрочем, паркур, акробатика и трюки - на непривычно высоком для сценических искусств уровне, музыка хороша, и, как одно из самых эффектных зрелищ на московской  сцене, спектакль доставляет удовольствие и несомненно заслуживает вашего внимания.

    Поделиться