07.04.2019 20:42
    Поделиться

    Эксперт о ситуации в Ливии: Это лишь острая фаза многолетнего конфликта

    Внезапная эскалация напряженности в Ливии поставила под вопрос проведение запланированной на 14-16 апреля в Гадамесе конференции под эгидой ООН, призванной сблизить позиции разных политических сил по вопросам организации президентских и парламентских выборов.
    Reuters

    Ливийская национальная армия (ЛНА) под командованием фельдмаршала Халифа Хафтара, которая поддерживает "временное правительство" на востоке страны, с 4 апреля развернула наступление на Триполи с южного направления. Подразделения ЛНА взяли под контроль несколько населенных пунктов в окрестностях столицы, ведущую туда автотрассу и международный аэропорт, который был выведен из эксплуатации еще пять лет назад.

    По данным местных СМИ, отряды Хафтара находятся на расстоянии 10 километров от центра Триполи. Они объявили о введении бесполетной зоны на западе страны, пригрозив сбивать любые самолеты противника. Фельдмаршал заверяет, что его единственная цель - "зачистить город от террористов", а расширять боевые действия на другие районы не планируется. Он пообещал обеспечить безопасность мирных граждан и дипломатических учреждений, отказавшись от использования авиации и тяжелых вооружений. Правительство национального согласия (ПНС), признанное международным сообществом и контролирующее Триполи, без боя сдавать позиции не намерено. Премьер ПНС Фаиз Сарадж привел лояльные ему вооруженные силы в полную боеготовность и отдал приказ при необходимости применять силу. Ливийские ВВС уже нанесли удар с воздуха по позициям отрядов ЛНА. Глава ПНС призвал другие страны не поддерживать фельдмаршала, пригрозив сподвижникам последнего исками в ливийских судах и международных трибуналах.

    Обострение конфликта обсуждалось на экстренном закрытом заседании Совбеза ООН. Международное сообщество призвало участников конфликта немедленно прекратить боевые действия и вернуться за стол переговоров. Спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки Михаил Богданов по просьбе Хафтара провел с ним телефонный разговор. Фельдмаршал поделился с Москвой информацией о действиях ЛНА, подчеркивая их нацеленность на борьбу с террористическими и экстремистскими группировками. Российская сторона, как отмечается в заявлении МИД России, поддержала "политические методы решения всех спорных вопросов в ливийском обществе". Генсек ООН Антониу Гутерриш встретился с представителями сторон конфликта, передав Хафтару предложение Саражда остановить наступление и провести переговоры в Женеве. Но фельдмаршал его не принял.

    В Ливии слишком много центров влияния и нет силы, способной их подчинить

    Комментаторы не исключают, что наступление на Триполи является попыткой Хафтара позиционировать себя как национального лидера и улучшить свою переговорную позицию перед мирной конференцией, проведение которой оказалось под угрозой до тех пор, пока не прекратятся военные действия.

    Авторитетно

    По мнению арабиста, доцента Института общественных наук РАНХиГС Сергея Демиденко, нынешние события в Ливии - лишь "острая фаза многолетнего конфликта". В последние годы Хафтар "усиливался благодаря поддержке как внутренних, так и внешних сил". "Видимо, он решил, что достаточно силен, чтобы заявить о лидерстве над Ливией в целом. Но надо помнить, что в 2014 году он уже штурмовал Триполи и у него ничего не получилось. Хафтар был вынужден отступить и начать переговоры, в результате которых появилось Правительство национального согласия Фаиза Сараджа. В 2017 году фельдмаршал объявил его нелегитимным", - отметил Демиденко в разговоре с "РГ". Эксперт полагает, что история повторится, поскольку за Сараджем стоят различные политические и племенные группировки, а позиции самого Хафтара не такие стабильные, как кажется. "Если посмотреть на карту территорий, находящихся под его контролем, то можно увидеть, что в 2018 году они сократились на треть по сравнению с 2017-м, с юга его подпирают племенные союзы. Возможно, это также стало одной из причин штурма Триполи", - отметил Демиденко. По словам собеседника "РГ", шансов взять Триполи у Хафтара мало, но даже если штурм произойдет, на ситуацию в стране это не повлияет. "В Ливии слишком много центров влияния, даже небольшая часть территории кем-то контролируется. Это и сам Хафтар, и Сарадж, и бывший парламент, и различные исламисты, всех не перечислить. В стране нет такой силы, которая смогла бы подчинить их все себе", - уверен Сергей Демиденко.

    Подготовил Юрий Когалов

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"