19.05.2019 09:00
    Поделиться

    Что должен уметь ребенок к концу первого класса

    Что должен знать и уметь ребенок, проучившийся в школе девять месяцев
    Учебный год подходит концу. Родители первоклассников, которые усердно занимались со своими детьми все восемь месяцев, вот-вот смогут передохнуть. Самое время посмотреть, что, по мнению экспертов ведущих педагогических вузов, должен знать и уметь ребенок к концу первого класса.
    Владимир Смирнов/ТАСС

    Вот лишь некоторые требования из нового проекта школьных стандартов:

    Окружающий мир

    - называть себя и членов семьи по имени, фамилии и отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес школы, название своего города/села, региона, страны;

    - приводить примеры культурных объектов родного края; семейных традиций, праздников; профессий;

    - различать объекты живой и неживой природы, овощи и фрукты; части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя); дикорастущие и культурные, лиственные и хвойные растения; группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);

    - описывать самые распространенные в родном крае растения, деревья, кустарники, травы; основные группы животных, выделять их самые существенные признаки;

    - проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в и.ч. за сезонными изменениями в природе), опыты под руководством учителя, вести счет времени;

    - использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;

    - соблюдать правила безопасного поведения в природе;

    - соблюдать правила безопасной работы в школе, на учебном месте школьника, безопасно использовать ресурсы Интернета и электронные ресурсы школы;

    - соблюдать правила безопасного поведения пешехода, правила безопасности передвижения на самокатах, роликовых коньках.

    Русский язык

    - понимать прослушанный и прочитанный текст;

    - устно составлять текст из 2-4 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;

    - вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

     - различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие звуки;

    - определять в слове ударный слог;

     - делить слово на слоги (простые случаи: двусложные и трехсложные слова без стечения согласных);

    - знать последовательность букв в русском алфавите, правильно называть буквы;

    - различать понятия "звук" и "буква";

    - переносить слово по слогам (простые случаи: слова из слогов типа согласный+гласный);

    - писать разборчиво;

    - писать без искажений прописные буквы в начале предложения и в именах собственных;

    - находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила, а также описки;

    - находить в предложениях и в тексте слова, значение которых требует уточнения;

    - различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;

    - составлять предложение из набора форм слов;

    - правильно оформлять предложение на письме, выбирать знак конца предложения;

    - читать про себя, а также вслух короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;

    - правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 20 слов;

    - писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением.

    Математика

    - читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;

    - пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер;

    - считать двойками, пятерками; уметь разбивать четное число в пределах 20 пополам;

    -находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число, сравнивать числа;

    - складывать и вычитать(в пределах 20 -устно и письменно);

    - знать, что такое слагаемые, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность;

    - знать переместительное свойство сложения (a + b = b + a);

    - находить неизвестный компонент сложения;

    - решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание;

    - сравнивать объекты по длине: длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже), (больше/меньше на);

    - знать и использовать единицы длины: сантиметр, дециметр;

    - измерять длину реальных объектов с помощью линейки;

    - различать, называть геометрические фигуры: точку, прямую, отрезок, треугольник, прямоугольник (квадрат), круг; куб и шар;

    - устанавливать соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под; различать право и лево с точки зрения другого человека;

    - на нелинованной бумаге изображать от руки и с помощью инструментов треугольник, многоугольник, круг; на клетчатой бумаге -чертить квадрат, копировать изображения, составленные из точек и отрезков;

    - группировать объекты по заданному признаку;

    - различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в ячейку таблицы, извлекать данное из таблицы;

    - выполнять простейшие алгоритмы, связанные с вычислениями, измерением длины, построением геометрических фигур.

    Литературное чтение

    - читать вслух в темпе не менее 20 слов в минуту (без отметочного оценивания) ;

    - читать осознанно, с соблюдением орфоэпических и интонационных норм (в том числе при чтении наизусть);

    - понимать содержание прослушанного/прочитанного текста;

    - различать и называть отдельные жанры фольклора (потешки, считалки, загадки, народные сказки) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения);

    - определять последовательность событий в произведении; характеризовать поступки героя, давать им положительную или отрицательную оценку; различать прозаическую и стихотворную речь;

    - отвечать на вопросы о впечатлении от произведения или составлять высказывание о содержании произведения (не менее 2 предложений); подтверждать ответ примерами из текста;

    - пересказывать содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план; сочинять небольшие тесты по предложенному началу;

    - ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;

    - объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря.

    Комментарии

    Елена Романова, психолог, эксперт Обрсоюза:

    - Это общие требования "под стандартного среднестатистического ребенка 7-8 лет". Другое дело - сейчас ребенка такого "среднестатистического" еще нужно поискать. У очень многих первоклашек уже свои планшеты и мобильные телефоны - отсюда "клиповое" мышление и неспособность работать с длинными текстами (значит, проблемы на уроках чтения, окружающего мира). В связи с тем, что малыши с пеленок проводят время с компьютерами и мультиками, а не с мамой и папой и сверстниками, многие идут в первый класс с нарушениями речи. Часто можно встретить у первоклашек рассеянное внимание, неспособность его удерживать, отвлекаемость. Все это негативные факторы.

    Татьяна Суздальницкая, член экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы:

    - Современная образовательная программа в школе объективно сложнее, чем была у нас. Мы приходили в первый класс и не умели ни читать, ни писать. Сегодня к школе нужно наработать приличную "базу", потратить на это минимум год.

    Конкретный пример из личного опыта: в хорошей столичной школе уже при приеме в подготовительную группу, то есть за год до первого класса, моя дочь сдавала "экзамены". Нужно было пройти собеседование, на котором, например, требовалось рассказать: что объединяет автобус, трамвай и машину (правильный ответ - транспорт). К началу первого класса ребенок уже читал по слогам, писал печатные буквы, считал до 20. Половина списка была освоена. Так что с учетом современных реалий указанные нормы вполне выполнимы. Другое дело, что многое зависит от первого педагога. И я понимаю мам и пап, которые уже в первом классе хватаются за голову, сидят с ребенком до ночи за домашними заданиями в попытках объяснить то, что он не усвоил на уроке.

    Наталья Колганова, замдиректора лицея № 44 г. Липецка, почетный работник общего образования РФ, эксперт Обрсоюза:

    - Требования по предмету "Окружающий мир" не просто посильны для первоклассника - они посильны даже для дошкольника. Математика? Она сегодня в центре внимания: развитие математических способностей важно для общего развития ребенка. Здесь есть счет в пределах 20 - он был в первом классе всегда, начиная с советской школы. Кроме того, мы всегда учили ребят, что задачу - это условие, вопрос, решение и ответ - запомнить несложно. Так же как и то, что 10 сантиметров - это один дециметр, запомнить самые простые геометрические фигуры...

    Русский язык - различать звуки и буквы, составлять предложение. Если ребенок пришел в школу логопедически незапущенным, с этим проблем не будет.

    Какие изученные правила правописания первоклассник должен уметь применять? Самые простые. Например, жи-ши, ча-ща, чу-щу. Прописная буква в именах собственных и в начале предложения. Это тоже всегда учили в первом классе.

    Литературное чтение - предмет, как считают родители, один из самых трудных. Ребенок должен владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на целые слова. При этом установлена минимальная норма - 20 слов в минуту. На мой взгляд, она даже несколько занижена. Умение читать - главное, чему мы должны научить первоклассника: без этого дальше никак. Что важно? Ребенок должен понимать прочитанное. Чтобы с этим не было проблем, родители должны научить малыша еще до школы внимательно слушать и слышать других - это самое главное условие для успешного обучения в первом классе. Есть хороший тест. Мама дошкольника может взять короткое легкое четверостишие и прочитать его ребенку вслух три раза подряд. Если малыш сразу сможет повторить его по памяти - значит, проблем в первом классе, скорее всего, не будет.

    Поделиться