28.05.2019 20:37
    Поделиться

    Вернут ли в магазины прием стеклотары

    На инициативу депутатов Госдумы снова наладить в стране прием стеклотары в магазинах отреагировали минпромторг и Федеральная антимонопольная служба.
    iStock

    Минпромторгу, напомним, уже поручено рассмотреть все "за" и "против" этой инициативы. Ведь, по сути, торговые сети могут обязать принимать от населения тару и упаковку, в том числе полимерную и стеклянную.

    Как пояснили "Российской газете" в министерстве, в целом практику приема оборотной тары для повторного использования ведомство поддерживает. Но по действующим в России санитарным правилам в помещениях продовольственных и промтоварных магазинов, в помещениях складов этих магазинов, на территории предприятий торговли и общественного питания организовывать пункты приема стеклотары запрещается. Потому что сбор отходов производства и потребления должен быть безопасным для человека.

    При этом в ведомстве отметили, что вопрос носит комплексный характер и требует серьезного обсуждения. Так, в странах Европы во многих случаях ПЭТ-тара (например, бутылки для минеральной воды) предусматривает ее многократное повторное использование. "Готовность к внедрению данных мер требуется не только от торговли, но и со стороны производителей напитков и тары. Работать в этом направлении необходимо, установлением одной лишь обязанности магазинам принимать потребительскую тару в данном случае ограничиться не получится", - отметили в минпромторге.

    В Европе уже давно налажен сбор пустых бутылок и банок. В том числе в помещениях магазинов стоят специальные автоматы, куда люди опускают использованную тару. "Это работает как альтернатива раздельному сбору мусора, - говорит директор Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ"Высшая школа экономики" Татьяна Комиссарова. - Они идут на вторичную переработку. У нас тоже можно пойти по такому пути, зачем нагружать ретейл ненужными ему функциями? Вопрос только в том, кто платить будет людям за сдачу вторсырья. В Европе люди вовсе не на энтузиазме сдают бутылки, им за это небольшая денежка идет". Как отмечает профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Плеханова Чеглов Вячеслав, покупатели привыкли собирать тару и возвращать ее, даже весьма состоятельные люди этим не стыдятся заниматься. В Федеральной антимонопольной службе не оценили идею возврата в торговые предприятия пустой стеклотары. В Ассоциации компаний розничной торговли тем временем думают над глобальной задачей - включить сбор стеклотары в новый бизнес-процесс, который способен генерировать прибыль, а не убытки. Для этого нужно, как минимум, организовать сортировку принимаемого сырья; заключить договора с заводами по производству стекольной тары; простроить логистику; оценить объемы и периодичность поставок; производители стеклотары должны предусмотреть технологические решения для очистки поступающего вторсырья от пищевых и бытовых отходов.

    А как у них?

    В Германии существует специальное понятие Pfandflasche - это бутылка, которую покупатель формально не покупает, а берет в залог. Приобретая напитки в стеклянной таре, клиенты большинства местных магазинов платят только за то, что внутри, а тару они могут вернуть продавцу и получить ее стоимость. В крупных торговых сетях для этого установлены специальные автоматы, которые печатают квиток с указанием количества сданных бутылок. Этим квитком можно расплатиться за покупки, а можно конвертировать в наличные у кассира. Это необходимая мера, ведь, несмотря на то, что в обороте в Германии находится около 500 миллионов бутылок многоразового использования, в жару пивовары и производители минеральной воды сталкиваются с острым дефицитом стеклотары.

    Поделиться