29.08.2019 19:51
    Поделиться

    Кандидаты в депутаты предложили приостановить строительство Юго-Восточной хорды

    К 2023 году Москва планирует замкнуть так называемое хордовое кольцо - новую мега-магистраль, образуемую Южной рокадой и тремя хордами. Вокруг одной из них в последнее время разгорелись горячие споры. В ходе проектирования обнаружилось, что на пути трассы расположен радиоактивный могильник. Эксперты настаивают - реализацию проекта надо остановить. Этот же вопрос подняли и участники "круглого стола" в Общественной палате Москвы.

    То же требование стоит первым пунктом и в резолюции, которую они направили мэру Москвы Сергею Собянину. Если строительство Юго-Восточной хорды несет хоть какую-то угрозу экологической безопасности района, жизни и здоровью местных жителей, то проект в том виде, в котором он существует, невозможен в принципе, говорилось на заседании. Пока же нужно остановить все работы хотя бы до проведения исследования почвы, воздуха, воды, а также проведения полноценных и независимых экспертиз. Об этом, в частности, говорила, главный онколог Южного округа Москвы, глава муниципального округа Царицыно Елена Самышина.

    Возникает вопрос, откуда же в столице взялся такой опасный объект, и почему он до сих пор не ликвидирован? Как утверждают эксперты, могильник у платформы "Москворечье" на берегу Москвы-реки в районе Москворечье-Сабурово - рудимент советского прошлого. Складировать там ядерные отходы начали еще в конце 40-х годов, когда еще не было современных норм их утилизации и обращения с ними. Источником же загрязнения называют завод полиметаллов на Каширском шоссе. "Он создавал системы управления защитой ядерных реакторов. Работа велась с природными радионуклидами для нужд атомных проектов", - рассказал эколог, специалист по ядерной безопасности Владимир Кузнецов, отметив, что основным веществом-загрязнителем на территории является "Торий-232", естественный природный изотоп. Конечно, его влияние не сравнить, скажем, с изотопами урана, плутония, йода-31, цезия-134 и другими, попавшими в природу во время Чернобыльской аварии. Но заняться им нужно все равно самым серьезным образом, считает эколог лидер движения "Зеленая Москва" Максим Шингаркин.

    На пути трассы расположен опасный объект - радиоактивный могильник

    По мнению общественности важно как можно скорее закрыть доступ к опасному объекту. "На могильнике есть два участка, где смыт грунт. Туда абсолютно свободный доступ. Ходят, кто хочет, некоторые даже жарят шашлыки. Это неприемлемо", - обратила внимание, в частности, депутат Мосгордумы Людмила Стебенкова. Поэтому в итоговую резолюцию включили и требование установить вокруг могильника охранную зону. Что же касается дальнейших проверок и экспертиз, то они будут вестись под контролем рабочей группы, в которую войдут все участники дискуссии - экологи, муниципальные депутаты и местные жители. Потребует это скоординированных усилий городских властей с МЧС. Рекультивируют же могильник после всех изысканий, на которые, по предварительным оценкам, уйдет около года.

    Значит ли это, что строительство Юго-Восточной хорды откладывается на неопределенное время? Оказывается, нет. Трассу могут просто перенести в створ железной дороги Курского направления МЖД. "Она пройдет вторым этажом над путями прямо над участком, где ходят поезда. Всего от Каширского шоссе до противоположной стороны реки будет порядка 8 опор. Этот проект в данный момент проходит государственную экспертизу. Пока ее результаты не будут получены, работы не начнутся. Заключение мы рассчитываем получить до конца года", - сообщил замдиректора ГКУ "Управление дорожно-мостового строительства" Максим Чукаев. Если новый проект одобрят, то магистраль пройдет по территории РЖД в стороне от могильника. Как показали проведенные замеры, на этом участке радиационный фон находится в норме - количество вредных веществ, по словам Стебенковой, здесь втрое ниже уровня ПДК.

    Кстати

    Юго-Восточная хорда должна соединить 10 районов Москвы и пересечь самые загруженные дороги столицы - Каширское шоссе, Волгоградский и Рязанский проспекты. Ее длина - 36 км.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"