01.10.2019 17:00
    Поделиться

    В Архангельской области могут начать добычу гренландского тюленя

    В Поморье могут возродить добычу гренландского тюленя. Традиционный промысел практически перестал существовать в 2009 году по этическим и экономическим причинам. С тех пор, по данным исследований, популяция тюленей увеличилась и держится на высоком уровне. На российско-норвежской конференции по добыче водных биоресурсов в Архангельске руководитель Росрыболовства Илья Шестаков допустил возможность возрождения промысла - при условии, что решение будет научно обоснованным.
    Александр Лыскин/РИА Новости

    - Мы сейчас проводим глубокие исследования по оценке и учету морских млекопитающих по всей стране. По предварительным данным, у нас отмечается переизбыток морского зверя, что может привести к серьезным экологическим последствиям. Мы наблюдаем это на Байкале, на Камчатке и в северо-западных регионах страны, - отметил глава Росрыболовства.

    В Белом море тюленей добывали c XII века. В Великую Отечественную войну эти животные буквально спасли Архангельск от голода. В 1960-е местный рыбакколхозсоюз начал добычу тюленей с вертолетов, которая была рентабельнее судового промысла. Особым спросом пользовался мех белька - новорожденного детеныша тюленя.

    В конце прошлого века в стране развернулась мощная кампания против охоты на бельков с участием известных экологов и звезд эстрады. Десять лет назад промысел был запрещен.

    - На самом деле к тому времени он погиб сам, - считает председатель союза рыболовецких колхозов Архангельской области Андрей Заика. - Добыча тюленя с вертолетов стала нерентабельной, а спрос на шкуру белька пропал. Но все меняется, и сегодня имеет смысл возродить промысел морского зверя, чтобы выпускать широкий ассортимент продукции. Можно либо доводить бельков на берегу до стадии серки (молодого тюленя), как это происходило раньше. Либо, как это делается в других странах, вести добычу взрослых особей в море и заниматься переработкой прямо на судне. Отходов практически не будет. Это подтверждает опыт магаданских производителей.

    Надо отметить, что промысел тюленя сегодня все-таки ведется - ограниченный, по квотам. В Северном бассейне их устанавливают на основе научно обоснованных рекомендаций, которые дает российско-норвежская рабочая группа. Главная цель - не нанести ущерба популяции. По данным на сентябрь 2019 года, ее численность достигла полутора миллиона голов и находилась на стабильно высоком уровне.

    От тюленьего промысла зависит будущее поморских поселений

    Допустимая добыча гренландского тюленя колебалась от максимума в 82 тысячи голов до минимума в 10,9 тысячи особей, установленного на 2019 год. При этом до 2016-го квоты распределялись в соотношении три к одному в пользу РФ.?Затем совместная комиссия пересмотрела принцип распределения квот, и основную часть стала получать Норвегия. Однако ни одна из стран полностью не осваивает свою долю.

    - Россия в последние годы практически не ведет промысел тюленя, - сообщил руководитель Северного филиала НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии имени Книповича Андрей Семушин. - Причиной тому стало не только общественное мнение, но и экономические факторы: высокие цены на топливо, сложная логистика, трудности со сбытом продукции. Норвегия продолжает промысел, но не осваивает выделяемые лимиты стопроцентно. Поскольку наши соседи добывают морского зверя на наносных льдах, проблемы создает сокращение ледового покрова, вызванное потеплением. Кроме того, запрет импорта продукции из гренландского тюленя в страны ЕС ограничивает рынки сбыта.

    По словам владельца норвежской зверобойной компании Карла Петтерсена, сегодня ее основная продукция - тюлений жир - востребована большей частью в азиатских странах. А главную перспективу развития отрасли бизнесмен связывает с глубокой переработкой. Так, сейчас в Норвегии идут исследования по производству препаратов из крови тюленя.

    Сторонникам возрождения промысла в России задают два вопроса: насколько это обосновано экономически и оправдано этически? На первый зверобои отвечают, что о рентабельности с учетом безотходной переработки можно будет говорить только после старта мероприятий. Что касается гуманности, промысловики уверяют: бельков больше не тронут. Речь идет лишь о добыче взрослых животных.

    - В своих расчетах мы основываемся на результатах единственной зверобойной экспедиции 2008 года. Тогда добыли пять тысяч голов тюленя, бизнес складывался нормально. При этом следует подчеркнуть, что речь идет об исконном промысле местного населения. В любом случае руководствоваться мы должны только одним параметром: дает наука добро или нет, - полагает Андрей Заика.

    Экологи пока осторожны в своих оценках возможного возобновления тюленьего промысла: во-первых, недостаточно данных, а во-вторых, от этого отчасти зависит будущее поморских поселений, которые сегодня переживают не лучшие времена.

    - Сложно оценить последствия инициативы, поскольку мы не знаем, на каких условиях будет разрешен промысел, - сообщил "РГ" главный координатор программ по устойчивому морскому рыболовству WWF России Мирон Боргулев. - Но уже сейчас существенно большую опасность для тюленей представляют суда, проходящие через места залежей самок с детенышами. В результате во льду образуются трещины, в которые проваливаются бельки, а попадание в холодную воду для них смертельно. Мы работаем над тем, чтобы обеспечить безопасность этих животных при осуществлении арктического судоходства.

    Кстати

    В октябре этого года вопрос распределения квот на добычу гренландского тюленя будет обсуждаться на заседании российско-норвежской комиссии по рыболовству. Наша сторона намерена отстаивать свою позицию по возвращению исторического принципа распределения квот:

    70 процентов - России, 30 процентов - Норвегии. Рабочая группа рекомендовала вылов более 21 тысячи голов тюленя в год.