10.12.2019 18:06
    Поделиться

    Цифровизация позволит университету знать о своих слушателях все

    Глобальная образовательная платформа Coursera доказала эффективность дистанционного образования: три тысячи курсов от университетов мира каждый год "посещают" около 38 миллионов слушателей.
    РИА Новости www.ria.ru

    При этом спрос на компетенции в области науки и технологии растет, а на "деловые" навыки, наоборот, сокращается. В 2018 году в мире количество поступлений в вузы онлайн увеличилось на 13 процентов. И самыми востребованными специальностями оказались: компьютерные сети (+56 процентов), базы данных (+22), инженерная безопасность (+18). Спрос на специальности по коммуникациям и продажам упал на 18 процентов.

    А что в России? По данным Учи.ру, в 2018 году россияне потратили на дополнительное образование больше 1,3 миллиарда рублей, и, по прогнозам, в ближайшие пяти лет сегмент будет расти на 20 процентов в год. У нас высокий уровень проникновения технологий в дополнительном обучении и секторе подготовки к экзаменам. Эти области менее регламентированы, конкуренция здесь значительно выше. "Сейчас расходы на образование в России - около 3,6 процента ВВП при 5-7 процентах в развитых странах. Однако потенциал для роста EdTech у нас высокий, этому благоприятствует в том числе госполитика: национальные проекты и целевые федеральные проекты", - говорит Илья Колчин, руководитель отдела анализа данных Учи.ру.

    Задача технологий в образовании - быть надежным помощником педагога, а не заменить его. С помощью ИТ-решений можно более эффективно управлять учебным процессом, индивидуализировать обучение, вести непрерывный мониторинг уровня знаний, выявлять сложности и оперативно корректировать учебный процесс.

    Сфера профессионального образования уже почти полностью в онлайне. Ведущие западные вузы (Stanford, MIT) выкладывают целые семестровые курсы в открытый доступ, и это не просто запись лекций, а именно заточенные под дистанционное взаимодействие материалы и задания.

    "Многие понимают цифровизацию в образовании как оцифровку образовательного контента, - говорит Дмитрий Разумовский, руководитель программ корпоративной социальной ответственности Cisco в России. - Но цифровизация - это перевод на цифровые рельсы бизнес-процессов. Пока образование будет сопровождать огромное количество ручной работы, бумаги, отчетов, оно будет безнадежно отставать, научным сотрудникам и преподавателям некогда заниматься инновациями. Кстати, "Московская электронная школа" даст фору любому вузу по уровню и глубине проработки инициативы по цифровизации образования".

    Информационные технологии в образовании развиваются быстрее, чем в некоторых отраслях бизнеса

    Андрей Брюнин, руководитель направления по развитию бизнеса в системе образования группы компаний Softline, рассказывает: в последние несколько лет ИТ в образовании развиваются даже быстрее, чем в некоторых отраслях бизнеса.

    Массовое же внедрение цифровых технологий в образование началось со стартом национальных проектов "Образование", "Наука" и "Кадры для цифровой экономики". Школы и вузы начали комплексно подходить к задаче.

    "Больше всего востребованы все-таки системы для организации дистанционного обучения. Своим заказчикам мы предлагаем дополнять e-learning системами прокторинга, тогда можно контролировать, как учащиеся выполняют правила во время онлайн-тестирований. Еще появляется возможность анализировать степень вовлеченности студентов в процесс", - говорит Андрей Брюнин.

    Минобрнауки России рекомендует внедрять системы управления вузом на основе данных и цифровых образовательных технологий - BigData, Deep Learning, Cloud, Блокчейн, Visible learning, AR-VR и другие. Ближайшее будущее в образовании - это не просто оцифровка контента, переход на дистанционное общение и эффективные CRM-системы. Что сегодня вуз знает о своих студентах? А уже завтра будет знать почти все: оценки, достижения, интересы, психофизическое состояние, вовлеченность в учебный процесс, уровень сформированности компетенций, любимые блюда в студенческой столовой и многое другое.

    Пока в онлайн вышли все те сферы, которые связаны с IT-специальностями. Но перспективное направление - ремесленнический сектор: парикмахеры, слесари, монтажники, водопроводчики, электрики, повара. Даже этим профессиям пророчат путь в интернет.

    Завтра вуз будет знать о студентах все: достижения, интересы, любимые блюда в столовой и т.д.

    "Все эти специальности востребованы и будут востребованы еще долго. По моим прогнозам, в ближайшие 2-3 года на рынке должны появиться крупные проекты с фокусом именно на среднем специальном образовании. Сейчас этот сектор идеален для подобных инициатив", - говорит Дмитрий Крутов, основатель и гендиректор онлайн-университета Skillbox.

    Будет ли в России такая образовательная платформа, как Coursera? У нас уже есть "Универсариум" МГУ - MOOC-платформа для российских курсов, Hexlet, Interneturok.ru (российский аналог Khan Academy) и Eduson, "Открытое образование". Так что образовательные платформы типа мирового гиганта в России уже есть. Да, у них меньше слушателей и меньше курсов, но и появились они позднее, рассчитаны на аудиторию одной страны.

    В феврале 2019 года запустили Яндекс.Практикум - онлайн-сервис по обучению ИТ-профессиям. Ежемесячно обучение здесь пробуют более 20 тысяч человек. Согласно данным SimilarWeb, Учи.ру обгоняет Coursera по времени, проводимом на сайте (18 минут на Учи.ру и 9 минут на Coursera), и имеет высокий показатель вовлеченности пользователей среди образовательных платформ мира.

    "За последние несколько лет Россия заметно приросла по уровню цифровизации. Этот рост легко отследить. Например, у Бостонской консалтинговой группы есть индекс оценки цифровизации - BCG e-Intensity. В 2011 году Россия по показателям была на периферии, в 2015-м уже занимала 39-е место и входила в группу основных стран. Образование здесь в тренде наравне с медициной и транспортом", - резюмирует Кирилл Баранников, проректор по развитию Московского городского педагогического университета.

    Поделиться