Какие условия гарантируют инвесторам законопроекты о защите вложений

Президент Владимир Путин порекомендовал Госдуме ускорить принятие пакета законопроектов о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Это своего рода "инвестиционный кодекс", призванный дать крупным внутренним инвесторам в российскую экономику гарантии неизменности базовых условий - от налогового режима до строительных процедур.
iStock

Из перечня поручений президента по реализации его послания Федеральному Собранию следует, что пакет законопроектов Государственной Думе рекомендовано принять до 30 апреля. Сейчас пакет законопроектов находится на рассмотрении во втором чтении, в первом чтении он был принят Госдумой 10 декабря.

Пакет законопроектов предполагает стабилизацию ряда тарифных, таможенных и налоговых условий для инвесторов, которые заключат с государством специальные соглашения о защите. Механизм СЗПК должен запустить инвестиционные проекты примерно на 33 триллиона рублей - эту сумму называл в середине января председатель Госдумы Вячеслав Володин. По оценке минфина, примерно таков объем средств на счетах российского бизнеса, никак не задействованных в экономике.

Нынешняя версия документов предполагает два режима защиты инвестиций. Первый (общий, его можно считать своего рода "безусловным договором" между государством и сразу всем крупным бизнесом) - это трехлетний мораторий на изменение любых норм, которые могут ухудшить условия инвестиционной деятельности.

Второй режим - индивидуальный - ориентирован уже на крупные инвестиционные проекты. Он в зависимости от величины инвестиций гарантирует неизменность налоговых условий (по налогу на прибыль, имущество, транспортному и земельному налогам, срокам уплаты и порядку возмещения НДС) на срок от 6 до 20 лет. Кроме того, на три года могут быть зафиксированы условия технического регулирования, лицензирования, землепользования и застройки территорий. Подразумевается, что если регулирование за время действия СЗПК поменяется и от этого инвестиционный проект понесет потери, то инвестор получит компенсацию из бюджетных денег.

Пакет законопроектов обеспечит постоянство ряда тарифных, таможенных и налоговых требований для инвесторов

Для индивидуальных проектов в СЗПК предусмотрен "пороговый" подход. Так, бизнес, планирующий инвестировать в проекты в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, должен вложить минимум 250 миллионов рублей, а общий бюджет проекта должен составлять не меньше миллиарда рублей. В проекты в промышленности, сельском хозяйстве и цифровой экономике понадобится вкладывать от полутора миллиардов рублей собственных инвестиций (общий бюджет проекта - минимум 7 миллиардов рублей). Для других отраслей экономики порог входа планируется еще выше - собственные инвестиции минимум в 5 миллиардов рублей (общий бюджет - минимум 25 миллиардов рублей).

Режим СЗПК не будет действовать в проектах, связанных с добычей нефти и газа, производством алкоголя и табака, игорным бизнесом, а также банковской и другой финансовой деятельностью.

Действующее сегодня законодательство в сфере инвестиций сформировано в 1990-е годы либо в конце советского периода и больше не отвечает задачам развития, говорил ранее Володин. Темпы роста экономики недостаточны, признавал председатель Госдумы.

Майский указ президента ставит цель к 2024 году добиться вхождения России в топ-5 крупнейших экономик и обеспечить темпы роста выше мировых (то есть как минимум выше 3 процентов). Минэкономразвития России в базовом прогнозе ожидает роста экономики в 2020 году на 1,7 процента, откладывая более существенное ускорение на последующие два года (3,1-3,2 процента).

Предложенный вариант инвестиционного кодекса по сути,- еще один способ повысить уровень инвестиций. По плану, утвержденному правительством, к 2024 году они должны составить 25 процентов ВВП (в 2018 году было 20,6 процента). Экс-глава минэкономразвития Максим Орешкин говорил, что достижение этой планки возможно при условии роста кредитования, инвестирования пенсионных накоплений и снижения оттока капитала.

Действующее сегодня законодательство в сфере инвестиций сформировано в 1990-е годы либо в конце советского периода и больше не отвечает задачам развития

Володин также заявлял о важности реализации в регионах как можно большего количества проектов на условиях государственно-частного партнерства. "Мы считаем, что этого можно достичь за счет тех средств, которые сегодня регионы должны возвращать федеральному бюджету. И предложили правительству, министерству финансов делать зачеты тем регионам, которые будут вкладывать эти средства в инфраструктуру, дороги, воду, газ, электроэнергию, подводя эту инфраструктуру к предприятиям, которые могли бы бизнесом создаваться в регионах. Это и рабочие места, это и дополнительные начисления в бюджет", - говорил Володин.

Министр финансов Антон Силуанов также допускал, что СЗПК может коснуться не только правительственных регуляторных решений, но также и решений Банка России (речь о крупных банковских инвестициях, в первую очередь в высокотехнологичные проекты).

При этом Володин указывал, что пакет законопроектов о СЗПК в нынешнем виде нуждается в доработке. Замминистра финансов Андрей Иванов рассказывал журналистам в конце декабря, что ведомство обсуждает идею отказаться от ограничений по общему объему бюджета проекта, оставив только порог собственных инвестиций.

Не исключено, что в будущем снизятся пороговые значения и по собственным инвестициям - это, по словам Иванова, будет зависеть от адаптации системы принятия решений по управлению рисками к заключению соглашений в различных отраслях экономики.