01.03.2020 22:09
    Поделиться

    Новый московский орган зазвучал в "Зарядье"

    Ровно сутки длилась инаугурация нового органа в "Зарядье". В полночь с пятницы на субботу, в полной темноте, при свете сотен электрических лампочек, звездным дождем спускавшихся из-под невидимых "колосников", раздались первые звуки нового "короля инструментов", и первая группа публики погрузилась в иммерсивное музыкальное действо, поставленное на сцене Концертного зала "Зарядье" швейцарским режиссером Даниэле Финци Паска.

    Идея постановочной команды состояла в том, чтобы каждый зритель смог не только ощутить магию звука, таинство инструмента, одного из древнейших на земле, чья история уходит к Вавилону, к древнему Риму, Византии; но и чтобы каждый мог приблизиться к органу, рассмотреть его устройство и увидеть вблизи игру органиста.

    Идея постановочной команды состояла в том, чтобы каждый зритель, который в течение суток будет приходить на инаугурацию органа, смог ощутить магию звука, таинство инструмента, одного из древнейших на земле, чья история уходит к Вавилону, к древнему Риму, Византии; каждый, кто придет, смог бы приблизиться к органу, рассмотреть его клавиатуры, педали, кнопки, рычаги, увидеть вблизи игру органиста.

    На инаугурации "короля инструментов" в течение суток выступили 24 органиста, 20 тысяч человек стали слушателями

    В результате выкристаллизовалось действо с прологом, где зрителей встречают волонтеры в черном "тоннеле" (символизирующим философский переход от мирского к таинственному), своего рода, проводники, просвещающие публику рассказом об органе и затем уже провожающие группу в 30-40 человек на сцену. Именно здесь, на сцене, происходит необычное, далекое от любых традиционных концертных форматов действо, в котором работает все - звук, свет, цвет, пространство и сюрреалистический лабиринт - инсталляция из нотных листов органных сочинений. По извилистой дорожке этого лабиринта публике надо пройти, чтобы приблизиться к "сакральному" центру сцены, где в таинственной тьме светится новорожденный инструмент (точнее, органная консоль с клавиатурами).

    Сам орган, размером с трехэтажный дом и сложной системой труб, моторов, мехов и механики, остается скрытым от глаз (возможно, в перспективе в Концертном зале появятся экскурсии в этот "Дом органа"). Но декор сцены - полукруг из светящихся диодных труб, продолжает линии знакомой уже публике видимой фасадной части органа с ее уже серебристой волной из 135 вертикальных труб, а "галактика" из лампочек освещает путь по лабиринту к светлой, легкой новой консоли органа, напоминающей пульт управления. Звуки органа растворяются в огромном темном пространстве зала, разливаясь цветной плазмой по трубам сценического декора: из синтеза рождается необычная сценическая мистерия. Сеанс ее длится 10-15 минут: публика движется по лабиринту, созерцая и слушая, и останавливается в центре сцены, где можно сосредоточиться на главном герое вечера - самом органе, его звуке, его клавиатурах, педалях, кнопках рычагах, а также - на искусстве органистов, меняющихся за инструментом каждый час.

    Всего за время инаугурации на новом органе выступили 24 органиста из разных стран. Но первой в ряду стала Лада Лабзина - главный органист и главный хранитель нового органа в "Зарядье". В ее исполнении в первый час инаугурации прозвучали сочинения Баха, Кёрля, Таривердиева, Римского-Корсакова, Листа, Мусоргского. И в самом разном репертуаре новый орган очаровал звуком: мягкий, объемный, заполняющий пространство.

    Орган в Концертном зале звучал 24 часа без перерыва, и теперь будет зафиксирован рекорд по длительности его звучания за всю историю этого инструмента. Рекорд планируется внести в Книгу рекордов Гиннесса.

    Прямая речь

    Генеральный директор Концертного зала "Зарядья" Ольга Жукова:

    - Это была моя заветная идея: провести инаугурацию органа в "Зарядье" так, как никто и никогда в мире этого не делал. Я изначально не рассматривала для себя формат концерта или гала-программы. Хотелось, чтобы открытие такого редкого музыкального инструмента в центре Москвы стало событием для всех. Именно поэтому я обратилась к знаменитому режиссеру Даниэле Финце Паска, известному своими постановками спектаклей, церемоний, зрелищ. Мы обсуждали с ним детально, исходя из наших возможностей, что можно придумать необычного, чем поразить публику, чтобы она запомнила этот день открытия органа навсегда. Так родилась идея иммерсионной инсталляции, вовлекающей зрителя в действо. В эти часы у нас происходит что-то невероятное, поток публики не прекращается ни на минуту: тысячи людей уже услышали звук нового московского органа. Даже мы не ожидали, что к нашему органу будет проявлен такой общественный интерес. Значит, действительно было важно открыть в Москве такой большой, красивый инструмент - концертный орган. Разумеется, органы есть во многих московских концертных залах, в католических храмах, но наш орган сегодня самый современный, а главное - он создавался специально под Концертный зал "Зарядье": проектировался вместе с залом, строился, интонировался. Интерес к органу настолько велик, что нам уже на этапе продаж пришлось увеличить количество билетов на каждый сеанс, и вместо 50 человек у нас проходят 75. Все это говорит о хорошем: нашим людям нужна музыка, нужно то, что трогало бы их душу.

    Кстати

    Концертный зал "Зарядье" изначально строился с расчетом на орган. Вопрос об изготовлении органа по московскому заказу решался на уровне высших представителей федеральной и столичной власти. "Мы, конечно, хотели, чтобы орган появился в "Зарядье" как можно скорее, - сказал один из вдохновителей этой идеи мэр Сергей Собянин. - Но понимали и другое. На его создание и настройку необходимо время. И вот теперь в Москве - новая достопримечательность".

    Каждый инструмент - штучное произведение искусства, отметил пианист Борис Березовский. Тем более орган. Орган для "Зарядья" был заказан компании "Мюляйн" и мастеру Даниэлю Керну, который интонировал инструмент для Мариинки. В Москве задача была создать еще более совершенный инструмент, который еще богаче по звучанию, - напомнил дирижер Валерий Гергиев, который также является председателем наблюдательного совета по развитию столичного концертного зала.

    Так сложилось, что за четыре дня до начала интонировки Даниэль Керн погиб. Работы по интонированию органа выполнил Патрик Арманд.

    Пианист Денис Мацуев отметил, что с появлением большого органа возможности "Зарядья" значительно расширятся. "В этом зале я выступаю уже в течение двух сезонов и вижу много молодежи среди публики, - отметил маэстро. - Появление органа - это прекрасная возможность приобщить еще больше людей к классической музыке". Торжественная инаугурация инструмента дала начало концертной жизни органа. "Зарядье" планирует давать по 3-4 органных концерта каждый месяц. Например, уже 24 марта в Москве состоится концерт немецкого маэстро Винфрида Бенига, он исполнит сочинения Моцарта, Баха, Вьерна. На 3 мая запланирован сольный концерт главного органиста и хранителя органа в "Зарядье" Лады Лабзиной.

    Московский орган состоит из 5737 труб различного состава, формы и длинны: металлические (изготовленные из олова и свинца) и деревянные (изготовленные из пяти сортов дерева), открытые и закрытые, полые внутри и с язычком, которые имитируют звучание разных инструментов оркестра. По сути, это огромное сооружение высотой в три этажа, занимающее площадь в 161 квадратный метр. Общий вес - около 40 тонн. "Органный дом" разместился над сценой за зрительными местами.

    Подготовил Сергей Бабкин

    Поделиться