Зачем массовые иномарки облагают налогом на роскошь
Минпромторг недавно актуализировал перечень автомобилей стоимостью от 3 млн рублей, которые облагаются так называемым "налогом на роскошь". По сравнению с прошлогодней версией этот список стал более чем на 100 пунктов длиннее и теперь включает 1298 наименований различных моделей и модификаций. Как поясняют в ведомстве, средняя стоимость машины рассчитывается на основе розничных цен на базовые версии определенной модели каждой марки с учетом года выпуска, при этом фактическая цена, указанная в договорах купли-продажи, не учитывается. Дело в том, что средняя стоимость автомобиля вычисляется по налоговому периоду, за который владелец обязан заплатить, а не по тому, во сколько обходилась машина в год покупки.
Стоит отметить, что в обновленный перечень "роскошных автомобилей", помимо премиальных кроссоверов Jeep Cherokee, Grand Cherokee и Wrangler, а также минивэна Chrysler Pacifica, попали иномарки массовых брендов: Honda Pilot, Mazda CX-9 и Subaru WRX STI. Таким образом, в условиях продолжающегося роста цен на авторынке стоимость некоторых импортных машин уже превысила 3-миллионную отметку, однако поднимать ценовой лимит для автомобилей, облагающихся налогом на роскошь, пока не планируется. Показательно, что средневзвешенная цена новой легковой машины в России в прошлом году достигла 1 млн 556 тыс. рублей, показав рост на 8,2%, гласят данные агентства "Автостат". В то же время средний ценник на автомобили премиум-класса вырос чуть меньше - на 6,5% до 4 млн 346 тыс. рублей.
Как отмечает заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами ГК "АвтоСпецЦентр" Константин Авакян, конкретные перечисленные модели сами по себе продаются в незначительном количестве на российском рынке. Кроме того, в структуре продаж внутри своих брендов (кроме Jeep) они не являются объемообразующими, а, скорее, несут имиджевые функции, повышая статус производителя в глазах потенциальных потребителей. В этой связи спрос на них будет снижаться по причине того, что покупатель, скорее, выберет автомобиль из линейки премиальных немецких или японских брендов, так как налог в любом случае придется платить. Либо же из соображений экономии уйдет к конкурирующему массовому бренду, чьи автомобили не включены в перечень. В большей степени может пострадать Jeep, так как в обновленный список попал практически весь модельный ряд марки.
"Мы ожидаем незначительно падения спроса на автомобили в сегменте от 3 до 5 млн рублей, так как клиенты, планирующие покупку машины в данной ценовой категории, внимательно подходят не только к стоимости автомобиля, но и к стоимости владения, составной частью которой являются налоги. Обновление списка не повлияет на автомобили в сегменте стоимость от 5 до 10 млн рублей и выше, поскольку налог на роскошь не является определяющим фактором при покупке дорогостоящего автомобиля. В прошлом году в связи с обновлением списка автомобилей, попадающих под налог на роскошь, мы наблюдали незначительное снижение покупательского спроса", - рассказал операционный директор АГ "Авилон" Олег Шамба.
Напомним, закон о повышенных коэффициентах транспортного налога вступил в силу с января 2014 года. Для машин, чья стоимость составляет 3-5 млн рублей и возраст которых - от 1 до 3 лет, установлен коэффициент 1,1. Двойной налог придется выплатить владельцам автомобилей, которые стоят 5-10 млн рублей и не старше пяти лет. Тройной налог - за модели дороже 10 млн рублей и возрастом в 10-20 лет.
По словам директора по развитию компании "Рольф" Владимира Мирошникова, в целом повышенный налог на дорогие машины не является ключевым в структуре расходов на владение автомобилем. Он имеет в большей степени психологический характер. Правильнее говорить о перетекании спроса: те, для кого "налог на роскошь" является неприемлемым, вынуждены будут выбрать модели или комплектации, которые остались за пределами списка.
"При этом вопрос экономии на налогах более актуален для аудитории массовых брендов. Так, именно в этом сегменте отдельные модели автомобилей на российском рынке имеют двигатели мощностью до 250 л.с., которые не попадают под максимальную ставку транспортного налога, тогда как на зарубежных рынках аналогичные двигатели развивают бОльшую мощность", - комментирует Владимир Мирошников.
Между тем, учитывая предстоящий рост цен из-за обвала рубля, перечень "роскошных автомобилей", очевидно, будет расширятся и дальше, в том числе и за счет массовых иномарок. При этом участники рынка не исключают, что автопроизводители будут сдерживать рост цен на модели стоимостью около 3 млн рублей за счет частичного упрощения комплектаций, в также маркетинговых поддержек.
Как говорит Олег Шамба, с учетом того, что стоимость автомобилей каждый год в среднем увеличивается от 2 до 10% в зависимости от марки, за счет таких факторов как инфляция, рост акцизных и налоговых сборов, волатильности национальной валюты, ежегодного обновления модельного года у производителей, то список автомобилей, облагающихся налогом на роскошь, будет увеличиваться. Это затронет те модели автомобилей, стоимость которых приближается к отметке в 3 млн рублей.
В свою очередь, Константин Авакян отмечает, что на данный момент нет четкого понимания дальнейшего развития ситуации относительно стоимости национальной валюты, в связи с чем большинство производителей пока выбрали выжидательную позицию в отношении возможной коррекции прайс-листов.
"В случае, если ситуация будет носить затяжной негативный характер и повлечет за собой рост цен, перечень автомобилей может быть расширен за счет моделей, которые вплотную приблизились к планке в 3 млн рублей: это богатые модификации Kia Sorento Prime, Hyundai Santa Fe, Citroen SpaceTourer, Peugeot Traveller. Удивительный факт, что в перечне роскошных до сих пор нет модели Volkswagen Multivan", - констатирует Константин Авакян.
В то же время существует вероятность, что из списка "роскошных машин" могут исчезнуть электромобили. По крайней мере, с такой инициативой выступают депутаты Госдумы, по мнению которых повышенный транспортный налог на "зеленые" машины противоречит стратегии по популяризации электромобилей в нашей стране. Пока же они не пользуются спросом у россиян: по данным "Автостата", в начале 2020 года в России насчитывалось 6,3 тыс. электромобилей, что составляет всего лишь 0,01% от общего парка легковых машин в стране.
По мнению Владимира Мирошникова, налоговые льготы - один из способов стимулирования спроса на экологически чистый транспорт, который используется во всем мире, но одной этой меры будет недостаточно, чтобы существенно изменить расклад сил на рынке.
"Предложение исключить электромобили из перечня "роскошных машин" вполне рационально, учитывая их высокую начальную стоимость. При этом хочется верить в то, что движение навстречу популяризации транспорта на электротяге этим не ограничится. Если брать в пример опыт передовых в данном отношении европейских стран то, в первую очередь, это развитие инфраструктуры для пользования электромобилями в виде большого количества станций быстрой зарядки, существенные налоговые льготы при приобретении такого автомобиля, бесплатная парковка в центре города и прочие привилегии, позволяющие снизить стоимость владения по сравнению с обычным автотранспортом", - резюмирует Константин Авакян.