26.04.2020 18:45
    Поделиться

    Эксперты: Пандемия замедлит развитие информационных технологий

    Какие сервисы готов покупать бизнес

    Коронавирус сильно повлиял на ИТ-индустрию: выросли те сегменты отрасли, от которых никто этого не ожидал, если бы не эпидемия, - разнообразные ОТТ-сервисы, услуги видео-конференц-связи. Неожиданно скакнули вверх продажи самой разнообразной техники - ноутбуков, телевизоров и игровых приставок. Однако эйфория долго не продлится, предупреждают эксперты.
    iStock

    "ИТ - это очень большая и сложная отрасль, которая также подвержена влиянию, в первую очередь макроэкономических факторов, - утверждает Ирина Чернова, директор по маркетингу NetApp в России и СНГ. - В условиях кризиса вероятно снижение спроса на оборудование. Компании, работающие в "пострадавших" отраслях, будут откладывать закупки до лучших времен и модернизировать только то, без чего невозможно работать, или вкладываться только в те проекты, которые способны принести доход в ближайшем будущем".

    Пандемия, а вернее ее последствия для глобальной экономики, наверняка замедлит развитие информационных технологий в краткосрочной и среднесрочной перспективе, уверен Артем Гениев, архитектор бизнес-решений VMware в России и СНГ. Меры противодействия COVID-19 нанесли мощный удар по целым отраслям мировой экономики, что уже привело и приведет в будущем к прекращению деятельности многих и многих компаний. Миллионы людей останутся без работы. ИТ-компании, в особенности производящие специализированные решения для пострадавших отраслей, столкнутся с резким сжатием спроса и падением доходов. "Последствия пандемии, даже после выздоровления последнего пациента с COVID-19, будут сказываться на протяжении многих лет. В этой новой реальности информационные технологии будут столь же (или даже в большей степени) критичны для общества и мировой экономики. Динамика развития ИТ вернется на прежний уровень. Но, скорее всего, в ИТ появятся новые приоритеты и поменяются направления этого развития", - полагает Гениев.

    Последствия пандемии будут сказываться на экономике на протяжении многих лет

    Один из сегментов, которому пророчат рост, - облачные услуги. По мнению Ирины Черновой, на этом рынке будет прослеживаться разнонаправленный тренд: количество небольших клиентов будет сокращаться, но в то же время вырастет число пользователей облачных сервисов в тех областях, где будет рост, который потребует быстрого развертывания инфраструктуры для расширения текущих проектов и запуска новых. "Сложившаяся ситуация объективно демонстрирует, что цифровые технологии позволяют бизнесу быть более эффективным, стабильным, готовым к работе в изменяющихся условиях. Например, компании, которые уже перешли в облако, получили преимущества перед конкурентами. В условиях высокой нагрузки облачная инфраструктура позволяет оперативно получить дополнительные мощности, а при низкой бизнес-активности, напротив, сократить расходы. Очевидно, что нынешние обстоятельства подтолкнут бизнес к переосмыслению своих стратегических ИТ-инициатив, что приведет к росту количества новых проектов уже в этом году", - отмечает Илья Летунов, руководитель Mail.ru Cloud Solutions.

    Многие компании заметили преимущества цифровизации и планируют продолжать работу в этом направлении, но пока неясно, как текущая ситуация отразится на выручке организаций и смогут ли компании выделить на подобные проекты соответствующий бюджет, резюмирует глава представительства Check Point Software Technologies в России и СНГ Василий Дягилев.

    Михаил Бараблин, директор практики облачных решений AT Consulting, считает, что сейчас никто не может точно сказать, сколько еще продлится режим самоизоляции. По его мнению, рост рынка удаленных услуг (а вместе с ним и соответствующих ИТ-сервисов) прекратится. Популярность и нагрузка будут постепенно падать. "По отношению к прошлому году, думаю, рынок удаленных ИТ-услуг в итоге вырастет процентов на 10-15. Его популярность сейчас находится на пике, но все-таки она, вероятнее всего, носит временный характер, хотя, конечно, даст ощутимый толчок к развитию облачных и удаленных ИТ-услуг", - заключает он.

    Схожего мнения придерживается и Олег Любимов, генеральный директор провайдера ИТ-инфраструктуры Selectel: "Особенность нынешнего кризиса в том, что карантинные меры не позволяют вести бизнес по-старому. Даже абсолютные скептики решаются на цифровизацию, срочно перестраивают процессы, продукты и коммуникации с акцентом на онлайн. Облачные решения помогают максимально быстро и без лишних затрат адаптироваться к новым реалиям, поэтому спрос на них стремительно растет".

    Компьютеры уже довольно давно управляют процессами, от которых зависит жизни людей - поезда, самолеты, АЭС. Но алгоритмы, которые за этим стоят были написаны людьми. "И про каждое из решений таких программ человек мог объяснить, почему оно принято. В наш век ИИ понимание алгоритмов машинного обучения и нейронных сетей уже не позволяет четко объяснить, почему на этот конкретный вопрос получен вот этот конкретный ответ, - говорит Евгений Овчаров, директор по инновационным решениям компании Oberon. - Приходится довольствоваться интуитивно понятным "на основе ранее собранных данных". Но мы хотя бы понимаем как математический смысл "обучения", так и каким образом наборы данных для обучения системы "подкручивают" настройки вот этой нейронной сети". По его мнению, с новым шагом (самостоятельным написанием программ машинами - прим. "РГ".) мы, потенциально, собираемся получить алгоритмы, которые решают поставленные задачи лучше абстракций, созданных человеком, и при этом человеку очень мало или совсем не понятных. Вопросы целесообразности, безопасности, ответственности за использование таких алгоритмов и их результатов - ещё только предстоит осмыслить, а затем решить.

    Поделиться