"Шугалей" - фильм с открытым финалом в реальной жизни"

Отечественный фильм "Шугалей", пример новой "художественной документалистики", основанный на реальных событиях, показали в эфире телеканала НТВ 1 мая.

Премьера ожидаемой зрителями кинокартины состоялась несмотря на закрытые из-за мер по сдерживанию COVID-19 кинотеатры. О съемках стало известно еще месяц назад, а в конце апреля в Интернете уже появился трейлер. Картину сняли в рекордно короткие сроки по реальным событиям - они на самом деле происходили всего год назад и не закончились до сих пор.

Режиссер фильма - Денис Нейманд, главную роль Максима Шугалея сыграл Кирилл Полухин. Также в ролях снялись Олег Абалян (проводник и переводчик Самер Суэйфан) и Сергей Яценюк (социолог Александр Прокофьев).

Именно Прокофьев в реальной истории по счастливой случайности избежал участи коллег, оказавшихся в ливийской тюрьме, так как вернулся из Ливии еще до нападения на исследователей. О своих впечатлениях, о сыгранной роли рассказал российский актер театра и кино Сергей Яценюк.

Что вам было известно об истории Максима Шугалея и его коллег до съемок? Как изменилось ваше мнение об этой ситуации после участия в фильме?

Мне совершенно ничего не было известно об этой истории. Возможно, потому что она не транслировалась на широкую публику. Мнение у меня сразу сложилось одно, и по ходу съемок и после их окончания, и оно никак не изменилось: я считаю, что нужно сделать все возможное, чтобы вытащить Максима Шугалея и Самера Суэйфана из тюрьмы.

Играть роль реального человека - огромная ответственность. Важно ли разделять его мировоззрение, проникнуться его жизнью для того, чтобы сыграть убедительно?

Играть реального человека - очень тяжело, но такой цели не стояло. Ни я перед собой такую задачу не ставил, ни продюсеры, ни сценаристы. Нам важно было показать ситуацию, в которую попали люди, проявившие незаурядную стойкость и мужество.

Как вы сами относитесь к картине "Шугалей"? Как к художественному фильму или как к историческому документу и своего рода биографической ленте?

Очень тяжело оценивать свой труд, потому что артист всегда очень скрупулезен и самокритичен. Это художественное кино, и задача стояла показать, как человек может существовать в крайне опасных для его жизни критических обстоятельствах. Я считаю, что нам удалось донести идею, которой пронизан этот фильм: "Русские своих не бросают".

Будет ли фильм "Шугалей" интересен зарубежным зрителям?

Я очень надеюсь, что за рубежом фильм будет воспринят именно так, как его задумали авторы, и будут сделаны определенные выводы.

Премьера фильма состоялась 1 мая. Его смотрели ваши знакомые, друзья, каковы их впечатления от увиденного на экране?

Как я уже говорил, я просто не имею права быть критиком. У всех, кому я рекомендовал этот фильм, сложилось четкое мнение о нем не только как об увлекательном боевике, но и документальном повествовании о серьезной опасности реальной ситуации, в которую попали российские ученые. Многие, как и я раньше, не знали этой истории, а теперь, благодаря нашему фильму, переживают за судьбу героев, хотят, чтобы ребят вытащили из ада, в который они попали.

Фильм имеет открытый финал, как вы считаете нужно ли снимать продолжение? О чем еще могли бы поведать авторы?

Я думаю, что фильм имеет открытый финал потому, что история с попавшими к террористам российскими учеными еще не закончилась, и он задает открытый вопрос: "Вы хотите, чтобы случилось так, как это произошло с героями фильма?". Я не знаю, будет ли художественное продолжение у этой картины, но очень надеюсь, что реальная судьба россиян, попавших в руки террористов, закончится благополучно. Мы сняли кино, осуждающее экстремизм и захват ни в чем неповинных людей, и я очень хочу, чтобы оно должным образом повлияло на ситуацию и ее разрешение.

Следует отметить, что зрители тепло приняли новую картину. Как отмечают эксперты, помимо печальной судьбы наших соотечественников, фильм раскрывает миру правду о вопиющем уровне терроризма. Освобождение Максима Шугалея и его коллеги может стать серьезным шагом мировой общественности в противодействии террористической угрозе.

Все причастные к съемкам фильма актеры и специалисты кинематографа, а также неравнодушные зрители надеются, что выход на широкий экран "Шугалея" может повлиять на ситуацию с освобождением заложников. И если в итоге их удастся освободить, это будет важная победа в борьбе с мировой угрозой, торжество правды и справедливости.