30.09.2020 04:24
    Поделиться

    В российских крупных компаниях упал спрос на стажеров

    Каждая третья российская компания в этом году сократила количество стажировок, показал опрос международной компании ANCOR. Часть компаний перешла на режим удаленного отбора на программу стажировок, а часть полностью перевела этот процесс в онлайн. Некоторые компании из-за коронакризиса существенно сократили бюджеты на подбор стажеров.
    iStock

    Чтобы попасть в компанию и набраться опыта, молодым специалистам в половине случаев придется пройти как минимум два интервью, а больше трети работодателей предложат выполнить два и более тестовых задания.

    - Многие наши сотрудники, включая стажеров, продолжают работать удаленно, - рассказала менеджер образовательных программ "Лаборатории Касперского" Алина Кенжаева. - Сейчас мы собираем заявки студентов на участие в шестом конкурсном наборе на оплачиваемую годовую стажировку для студентов вузов Москвы и Московской области. Полагаю, даже несмотря на пандемию коронавируса, количество заявок существенно не изменится по сравнению с прошлыми годами. В этот раз мы, конечно, учитываем и новый формат работы, и сопряженные с ним трудности. Поэтому вполне вероятно, что некоторые этапы проведем в онлайн-режиме, например, хакатон.

    В ходе массового отбора на стажировку в компанию кандидатам предстоит пройти онлайн-тестирование, хакатон, интенсив и собеседование с командой. Индивидуальный отбор подразумевает тестовое задание, видеоинтервью и собеседование с командой.

    - Пандемия внесла свои коррективы в формат стажировок: до конца года мы точно будем проводить их в удаленном формате, - отметил директор по работе с государственными заказчиками "Билайн Бизнес" Александр Шведов. - Тем более что мы уже более четырех лет развиваем проект удаленной работы, и ситуация, когда очные встречи и менторство невозможны, не является для нас проблемой. В этом году классический этап адаптации, когда стажеры приходят в компанию, знакомятся с офисным пространством, коллегами, менторами и руководителями направлений, пройдет в режиме онлайн. Но и в этом мы видим новую возможность - молодые люди с первых дней работы привыкнут к работе в онлайн, что позволит не снижать эффективность взаимодействия в коллективе в случае повторения ситуации весны этого года.

    Кандидатам на стажировку предстоит пройти онлайн-тестирование, хакатон, интенсив и собеседование с командой

    Работодатели создают программы стажировок в первую очередь для формирования кадрового потенциала. Об этом заявили около 80 процентов опрошенных ANCOR работодателей. Почти половина компаний с помощью стажировок надеются привлечь лучшие кадры. Длительность стажировки составляет, как правило, около трех месяцев.

    - За это время стажеры успевают познакомиться с компанией, выполнить собственный проект и показать свои способности, - пояснила руководитель практики по развитию бренда работодателя ANCOR Светлана Феоктистова. - Лучших приглашают на постоянную работу.

    Пандемия повлияла и на то, на какие направления компании стали привлекать стажеров. Например, в банке "Санкт-Петербург" акцент стажерских программ теперь на специалистов в IT-сфере. Студенты старших курсов и выпускники смогли попробовать себя в таких направлениях, как методология внедрения IT-проектов и изменения ПО, системный анализ.

    - Мы готовы работать с начинающими, нестандартно мыслящими выпускниками вузов с минимальным опытом работы, - рассказала вице-президент - директор по персоналу банка "Санкт-Петербург" Татьяна Громова. - Мы думаем, что следующим шагом вполне логично может стать дистанционная стажировка в банке - это особенно важно для студентов и выпускников иногородних вузов.

    Из-за связанных с распространением коронавируса ограничений в этом году работодателям пришлось вносить коррективы в международные программы стажировок. Так, в рамках международной программы компании FM Logistic на одном из этапов ребята проходят интеграцию в двух странах по три месяца (участвуют Румыния, Польша, Франция, Италия, Испания). Далее участники возвращаются в Россию, чтобы продолжить работу в российском подразделении компании. Программа рассчитана на 2 года.

    - До сентября были приняты на стажировку участники международного проекта, к нашей команде присоединились ребята из Красноярска, Москвы и Московской области, Иваново, - отметила руководитель отдела подбора, интеграции и развития бренда работодателя компании FM Logistic Светлана Кузьмина. - Формат самой программы мы не меняли - она проходит офлайн, но все этапы отбора перенеси в онлайн, что помогло расширить географию. К сожалению, мы были вынуждены отложить на неопределенный срок международную часть программы, она будет возобновлена после снятия ограничений на перелеты по Европе. Ребята участвуют в онлайн-конференциях с коллегами из Италии, Польши, Франции и Испании.

    Сегодня на российском рынке труда высока доля молодежи, совмещающей работу и учебу. И чем выше уровень получаемого образования, тем больше доля тех, кто совмещает работу и учебу на постоянной основе, показало исследование Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ для Роструда. Почти треть выпускников специалитета и магистратуры отметили, что работали постоянно во время обучения. Среди выпускников по программам бакалавриата эта доля составляет 25 процентов.

    Попасть на стажировку в крупную компанию так же сложно, как в хороший вуз. Например, в "Лаборатории Касперского" в прошлом году конкурс на стажировку составил 58 человек на место.

    - Программа позволяет студентам начать карьеру в IT еще до окончания университета, тем более в международной компании, и многие из них потом становятся штатными сотрудниками, - отметила Алина Кенжаева. - Мы по-прежнему ищем талантливых ребят, которые могут стать ценными специалистами. Причем рассматриваем студентов любых специальностей, главное - соответствующие выбранному направлению навыки.

    Как показал опрос ANCOR, в среднем по рынку компании расстаются по собственной инициативе с 12 процентами стажеров. А 5 процентов успешных стажеров сами отказываются от работы в компании. Чаще всего стажеров набирают в отделы маркетинга, HR, IT, продажи и финансы. Крупные компании хотят видеть у себя стажеров из крупных вузов, студентов магистратуры и молодых специалистов с опытом работы.

    Поделиться