3 октября отмечается 125 лет со дня рождения Сергея Есенина

3 октября, в день рождения Сергея Есенина, в Центральном Доме литераторов должна состояться торжественная церемония вручения литературной премии "Русь моя" за 2020 год.

Литературная премия имени Сергея Есенина "Русь моя" учреждена Российским союзом писателей. Главная задача премии - поиск новых талантливых авторов, продолжающих и развивающих основные темы, присутствующие в творчестве Есенина. В конкурсе на соискание премии приняли участие более тысячи авторов.

К юбилею поэта Российским союзом писателей была учреждена медаль "Сергей Есенин 125 лет", которой были награждены члены жюри премии, а также финалисты и номинанты.

В литературно-музыкальном отделении прозвучат стихи лауреатов премии, а также русских поэтов эпохи Есенина в исполнении актеров Елены Захаровой и Станислава Эрклиевского, романсы на музыку Рахманинова исполнят солистка Московского академического театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Ирина Ващенко и лауреат международных музыкальных конкурсов Юлия Савченко.

Лауреатам были вручены статуэтки в форме пера на постаменте из малахита. Согласно Положению о премии, лауреатам первой премии предоставляется право издания собственной книги за счет Оргкомитета, а лауреатам вторых и третьих премий - право публикации в Антологии русской поэзии или Антологии русской прозы.

Ф. И. Тютчев писал на смерть Пушкина: "Вражду твою пусть Тот рассудит, / Кто слышит пролитую кровь... / Тебя ж, как первую любовь, / России сердце не забудет!.."

Осмелюсь сказать, что сердце России не забудет Сергея Есенина как свою "последнюю любовь".

Знаю, что со мной многие не согласятся. Были поэты с куда более мощным лиро-эпическим даром - например Владимир Маяковский. Впрочем, тот же Маяковский писал на смерть Есенина: "Вы ушли, как говорится, в мир в иной. / Пустота… / Летите, в звезды врезываясь. / Ни тебе аванса, ни пивной. / Трезвость. / Нет, Есенин, это не насмешка. / В горле горе комом - не смешок. / Вижу - взрезанной рукой помешкав, / собственных костей качаете мешок. / - Прекратите! Бросьте! Вы в своем уме ли? / Дать, чтоб щеки заливал смертельный мел?! / Вы ж такое загибать умели, / что другой на свете не умел".

Были поэты с куда более изощренной поэтической формой - например, Осип Мандельштам.

Была фронтовая поэзия - Александр Твардовский.

Был Иосиф Бродский.

Да и Юрий Кузнецов был.

И Евтушенко, и Вознесенский, и Ахмадулина…

Но я никогда не слышал, чтобы так сильно, надрывно, целостной народной душой исполняли песни Есенина самые простые люди. И никогда ни слова фальши, ни в мелодии, ни в словах. "Отговорила роща золотая…" "Клен ты мой опавший…"

Что-то есть в этих строчках такое, что "другой на свете не умел".

При этом сохраняется устойчивый миф, что Есенин "свалился" в русскую поэзию как бы прямо с сеновала. Эдакий пастушок, который сначала завоевал Москву, потом Петроград, потом читал стихи самой императрице Александре Федоровне.

Даже Горький по-своему поддержал этот миф в своем очерке о Есенине.

"В седьмом или восьмом году, на Капри, Стефан Жеромский рассказал мне и болгарскому писателю Петко Тодорову историю о мальчике, жмудине или мазуре, крестьянине, который, каким-то случаем, попал в Краков и заплутался в нем. Он долго кружился по улицам города и все не мог выбраться на простор поля, привычный ему. А когда наконец почувствовал, что город не хочет выпустить его, встал на колени, помолился и прыгнул с моста в Вислу, надеясь, что уж река вынесет его на желанный простор. Утонуть ему не дали, он помер оттого, что разбился. Незатейливый рассказ этот напомнила мне смерть Сергея Есенина".

Сказка о деревенском мальчугане, который заблудился в городе и покончил с собой, - конечно, красивая, но к Есенину не имеет никакого отношения.

Он закончил и земскую школу, и церковно-приходскую (система ЦПШ, разработанная выдающимся педагогом С. А. Рачинским, была мощным рычагом образования деревенских юношей и девушек. Я это знаю: там училась моя прабабка, которую я еще застал. Она целиком цитировала не просто стихи, но целые поэмы русских поэтов, и при этом не разгибалась на огороде, кормила скотину и вообще вела жизнь обычной деревенской женщины.)

Кроме того, Сергей Есенин вольнослушателем учился в Народном университете Шанявского, внимательно образом изучил труд А. Н. Афанасьева "Воззрения славян на природу", и это чувствуется в самых ранних его стихах.

Да и дружба с Анатолием Мариенгофом многое ему дала. И участие в кругу "имажинистов".

Мне порой кажется, что Есенин впоследствии "заблудился" как раз в деревне, а не в городе.

Но народные корни оставались в нем и прорастали удивительными стихами.

Да вот одно из самых ранних: "Там, где капустные грядки / Красной водой поливает восход, / Клененочек маленький матке / Зеленое вымя сосет".

Но есть и мощный Есенин - автор "Пугачева". И Есенин декадентски-трагический - "Черный человек".

И наконец Есенин, написавший не чернилами, а кровью свои последние стихи: До свиданья, друг мой, до свиданья. / Милый мой, ты у меня в груди. / Предназначенное расставанье / Обещает встречу впереди. / До свиданья, друг мой, без руки, без слова, / Не грусти и не печаль бровей / - В этой жизни умирать не ново, / Но и жить, конечно, не новей".

Есенин многогранен. И это безусловно религиозный русский поэт. Поэт неверующий не будет обещать "встречу впереди".

Что, собственно, и подтвердил другой "атеист Владимир Маяковский: "Вы ушли, как говорится, в мир иной".