Внутрироссийские турмаршруты - 2020 "испытали на прочность"

В конце августа в стране начались продажи туров по Великому Волжскому пути. Прошел месяц, и эксперты подвели первые итоги, заявив: проект удался!
Максим Богодвид/РИА Новости

Как известно, Великий Волжский путь, или Волго-Балтийский торговый путь, начинается на Северо-Западе. И если город, который знаменует его начало, Санкт-Петербург уже давно стал туристическим символом России, то другие волжские города, входящие в маршрут, пока еще только набирают популярность среди путешественников. Однако делают это чемпионскими темпами. Ведь Волжский путь - это не только Казанский кремль, который входит в пятерку самых посещаемых (три миллиона гостей в год) музеев страны наряду с Петергофом и Эрмитажем, есть еще Великий Болгар и Сияжск (по 600 тысяч туристов ежегодно) и многие другие города...

Ситуация стремительно меняется - в сентябре этого года Ростуризм, регионы Приволжского федерального округа и федеральный туроператор "TUI Россия" подписали соглашение о развитии проекта "Великий Волжский путь". Сам маршрут разрабатывается с 2015 года и объединяет 14 субъектов Приволжского федерального округа. Исторически он является северной частью Великого шелкового пути, фактически это шесть национальностей, пять городов-миллионников, семь международных аэропортов, три объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, пять курортов федерального значения и много национальностей.

- Теперь можно быстро и удобно посетить сразу несколько знаковых мест и получить целый калейдоскоп впечатлений - от этники до гастрономии, от уникального колорита Татарстана и Марий Эл до знаменитой дымковской игрушки в Кировской области и храмов Нижегородской области, от бункера Сталина в Самарской области до кунгурской пещеры в Пермском крае. При этом теперь есть возможность комбинировать круизные маршруты по Волге и наземную программу, - заявила по итогам подписания руководитель Ростуризма Зарина Догузова.

Маршрут уже "испытали на прочность" - стихийный рост объемов внутреннего туризма показал, что города Великого Волжского пути достойно прошли испытание. Большинство туроператоров достаточно быстро переориентировались на новые тенденции развития отрасли, смогли сформировать новые востребованные предложения. "Подтянулись" и транспортные компании, хотя, конечно, проблемы остались.

- Одним из факторов, который, на наш взгляд, сдерживает развитие региона в отрасли туризма, является плохая транспортная логистика, которая соединяет регионы между собой. Ведь 70 процентов авиаперевозок в нашей стране осуществляется через Москву, то же касается и поездов. И сегодня развитие как авиационных, так и железнодорожных маршрутов крайне важно для регионов, в том числе с использованием действующих механизмов субсидирования, - поясняет ситуацию руководитель департамента туризма министерства культуры Самарской области Артур Абдрашитов.

Здесь стоит отметить, что уже в конце сентября авиакомпания "Россия" связала Петербург с Москвой, Казанью, Самарой и другими городами дополнительными туристическими рейсами. Работают над расширением маршрутной сетки и другие перевозчики.

По оценке экспертов, все российские туристические мегапроекты рано или поздно объединятся

Сами же регионы также работают на опережение - во многих городах, где инфраструктура еще недавно казалась устаревшей, происходят существенные сдвиги. В сентябре в Ульяновске прошло официальное открытие отеля Radisson Hotel Ulyanovsk, на базе которого планируется создание Конгресс-центра общей площадью более семи тысяч квадратных метров. Старт нового проекта окажет существенное влияние на турпоток, уверены региональные эксперты. Это будет якорная площадка для проведения крупных деловых событий международного масштаба. Запуск проекта поможет привлечь порядка ста тысяч новых туристов в год - 45 процентов туристов в регион сегодня прибывают именно с деловыми целями.

Однако не надо забывать, уверены эксперты, и про курорты Ульяновской области, которые благодаря Волге делают регион сравнимым по потенциалу с морскими городами страны. Санатории "Ундор", "Архангельская слобода", "Русский берег", "Славянское подворье", "Дубрава" - вот основные места отдыха благодаря соседству с городом.

Интересно, что именно в Ульяновской области был запущен проект "Уроки краеведения", который позволяет интегрировать туристические маршруты в образовательные программы общеобразовательных учебных заведений. Всего их 23, и это число охватывает все возрастные группы от первых до выпускных классов. Эксперты говорят, что это работа на перспективу - прививать любовь к родному краю надо с самых ранних лет.

Кроме того, определены приоритетные инфраструктурные проекты развития территорий в регионе, которые могут стать точками притяжения для гостей из России и из-за рубежа. Это и Национальный парк "Сенгилеевские горы", и формирующийся Геопарк "Ундория" в Ульяновском районе, масштабный проект по созданию благоустроенной набережной в Ульяновске и инициативы по формированию туристско- рекреационных кластеров и зон, таких как "Берег Орланов", "Ивановский залив" и другие. Уже три года на средства регионального бюджета на основе конкурса поддерживаются проекты, способствующие развитию туристической инфраструктуры. Всего их 30, а объем инвестиций превысил 200 миллионов рублей. Эксперты посчитали, что на один бюджетный рубль было привлечено порядка 14 рублей частных инвестиций. В этом году на конкурс подано рекордное количество заявок - 32, общий объем частных инвестиций проектов только по этому году составил 260 миллионов рублей.

Интересно, что определенное смещение интересов внутренних туристов с познавательных объектов на рекреационные отмечают и в Казани. В целом тренд понятен - все популярные зарубежные курорты в этот году закрыты, поэтому самое время открывать для себя красоту родного края.

- Сейчас структура турпотока несколько изменяется, и, безусловно, большое значение имеют и рекреационные цели - в первую очередь в нашем санаторно-курортном комплексе. Подтверждением этого является то, что программа кешбэка, инициированная Федеральным агентством по туризму, очень большую популярность имела в том числе и в части приобретения туров в санатории Республики Татарстан, - поясняет Екатерина Барабанова, заместитель председателя Государственного комитета Республики Татарстан по туризму.

Отчасти способствовала этому и региональная программа "В гости к соседям", которая направлена на мотивацию жителей ПФО к путешествиям по регионам округа и популяризацию туристического имиджа как Татарстана в регионах ПФО. На сегодняшний момент, помимо Республики Татарстан, в программе принимают участие семь регионов: Ульяновская, Самарская, Оренбургская, Кировская, Нижегородская области, а также Удмуртская Республика и Республика Марий Эл.

Другой проект - "1001 удовольствие за выходные" направлен на развитие туризма внутри региона. Это программа, в которую входит девять районов Республики Татарстан, стоимость любого тура по данной программе - 2200 рублей. В стоимость входит ночь в местном отеле, две экскурсии, один завтрак и два обеда.

С подобной инициативой выступили в Самаре, запустив проект "Жигулевская кругосветка" в конце сентября. Специальный железнодорожный состав из шести вагонов курсирует по маршруту Самара - Жигулевск - Самара вдоль реки Волги. В программе: Мастрюкова гора, Жигулевская ГЭС, Богатырская слобода, экотропа "Молодецкий курган", гора Девья, Жигулевское море и река Уса. Пока маршрут длится всего один день, но, как говорят инициаторы, лиха беда начало. В их планах - запустить полный кольцевой маршрут: Самара - Жигулевск - Сызрань - Самара.

Однако и в самой Самаре для туристов из других регионов программа не на один день. Помимо самой большой европейской площади и самой протяженной набережной, этот город прославился разнообразной музейной жизнью. Здесь есть все и, кажется, на любой вкус: музей кинорежиссера Эльдара Рязанова, бункер Сталина, музей "Самара космическая", Самарский областной музей с коллекцией из более 35 тысяч экспонатов, музей модерна и музей Высоцкого и многое другое.

Таким образом, можно утверждать, что туристов, которые еще не прошли Великий Волжский путь, ждут большие открытия. Здесь стоит вспомнить, как началась история самого популярного отечественного турпродукта "Золотое кольцо" 50 лет назад. Сегодня наиболее успешные города этого маршрута (такие, как Суздаль) посещают порядка одного-двух миллионов человек в год. Многие города Волжского пути эту планку уже взяли. А это значит, на туристическом рынке появился новый достойный конкурент.

P.S.

Напомним, что на Северо-Западе с 2012 года развивается свой глобальный туристический продукт - "Серебряное ожерелье России". Его поддерживают все 11 субъектов Федерации, входящие в СЗФО. По оценке экспертов, эти два мегапроекта рано или поздно объединятся. И тогда каждый житель страны сможет понять, почему Волга начинается на Балтике.