03.02.2021 00:40
    Поделиться

    Власти Италии заблокировали часть пользователей TikTok после гибели ребенка

    Власти Италии заблокировали часть пользователей TikTok после гибели десятилетней девочки
    Итальянские власти потребовали от крайне популярной нынче соцсети TikTok минимум до 15 февраля заблокировать всех пользователей на территории страны, у которых нельзя проверить возраст. Причиной стала гибель 10-летней девочки из Палермо, которая задохнулась, принимая участие в одном из челленджей (от английского "бросить вызов"). Так в соцсетях называют специальные задания, которые интернет-пользователи выполняют на камеру, а после передают "эстафету" другим.
    Reuters

    Примечательно, что формально в TikTok нельзя регистрироваться детям младше 13 лет - такова политика соцсети. Однако обойти это ограничение несложно, в чем и обвинили компанию итальянские власти. Вдобавок к требованию о блокировке аккаунтов местная прокуратура начала расследование по делу о возможном подстрекательстве к самоубийству и намерена выяснить, не приглашал ли девочку поучаствовать в челлендже конкретный пользователь. Спустя неделю после трагедии полиция также предъявила обвинения в подстрекательстве к суициду 48-летней жительнице Сицилии, которая опубликовала видео, где мужчина и женщина выполняли очередное "задание"... Следователи обнаружили в общей сложности 20 роликов различных челленджей, снятых обвиняемой. Как сообщило агентство ANSA со ссылкой на полицию, все подобные видео женщины, у которой, кстати, самой есть дети, были удалены. И пусть правоохранители не уточнили, имеет ли она отношение к гибели 10-летней девочки, ее контент они назвали угрозой для несовершеннолетних, которые могут начать снимать аналогичные видео.

    Подобных опасных материалов, которые могут навредить детям, хватает и в других странах. Усугубляет ситуацию карантин, который запер миллионы ребят дома и вынудил больше времени проводить в интернете. Например, в Британии, по данным исследования компании YouGov, 47 процентов детей и подростков пожаловались, что во время локдауна натыкались в Сети на контент, который они совсем не хотели бы видеть. Каждый седьмой заявил, что видел пагубный контент каждый день. Чаще всего с этой проблемой сталкивались 14-летние британцы.

    47 процентов британских детей и подростков пожаловались, что во время локдауна натыкались в сети на контент, который они совсем не хотели бы видеть

    Подобные цифры не могли не вызвать тревогу у властей Альбиона, которые сейчас разрабатывают законопроект, обязывающий социальные сети, веб-сайты, приложения и прочие платформы, где люди могут публиковать свои материалы и взаимодействовать, удалять публикации, связанные в том числе с сексуальным насилием над детьми, насилием в целом, терроризмом, порнографией, разжиганием ненависти, продажей наркотических средств и оружия. В отдельную категорию выделен "контент, доступ к которому является легальным для взрослых, но который может быть вредным для них, такой, как жестокое обращение, и контент о пищевых расстройствах, нанесении вреда самому себе или суициде".

    Полный список опасных материалов сформируют позже, но уже сейчас известно, как будут наказывать компании, которые не смогут удалить их вовремя: им грозит штраф 18 миллионов фунтов (примерно 1,8 миллиарда рублей) или 10 процентов от годового оборота. А в отношении руководителей высшего звена могут быть заведены уголовные дела. Под действие законопроекта попадут все ресурсы, доступ к которым можно получить на территории Британии. Следить за выполнением правил и принимать решение о санкциях будет Ofcom, который регулирует работу британских теле- и радиокомпаний, а также почтовой службы.

    Одними из первых о защите детей в Сети задумались в Австралии, где еще с 2015 года существует учрежденная государством должность комиссара по электронной безопасности. Главной его задачей изначально являлась защита именно детей и молодежи от различного пагубного интернет-контента, в частности травли. Впоследствии к этому списку добавилась забота об австралийцах всех возрастных категорий. Если пользователю тот или иной контент в Сети показался вредным, он может отправить на него жалобу комиссару через официальный сайт. Тот по закону имеет право потребовать от автора опасной публикации или администраторов сайта, где она размещена, удалить ее. Если речь идет, например, об онлайн-травле, которой подвергся ребенок, то комиссар может связаться с родителями, опекунами и учителями, чтобы те помогли решить вопрос.

    Досье "РГ"

    Какими скандалами еще известен TikTok

    В июне прошлого года в социальной сети Twitter появился хэштег на французском #BalanceTonTiktokeur, который дословно переводится как "донеси на своего тиктокера". Его создала одна интернет-пользовательница, призвавшая людей рассказывать о людях, которые имеют большую аудиторию в этой соцсети и пользуются своей популярностью, требуя от своих несовершеннолетних подписчиков присылать обнаженные фото. Уже на следующий день в ответ на призыв девушки пришли порядка 20 тысяч сообщений, пишет издание Huffpost. Многие пользователи делились собственными историями о том, как их когда-то уговаривали показать себя без одежды. Некоторым на тот момент было всего 13 лет. Кто-то прикладывал скриншоты переписок с такими тиктокерами. По словам одной пользовательницы, ее пытались откровенно запугать, угрожая узнать домашний адрес и номера банковских карт ее родителей. Еще одна девочка рассказала, что ее TikTok-кумир брал у нее деньги, чтобы оплачивать свои поездки на такси.

    А в Шотландии 19 местных администраций запретили детям заходить в TikTok будучи в школах. Это приложение - "неподходящая среда для детей... Многие вещи, которые там есть, ужасны, нельзя, чтобы дети на них смотрели. Я знаю, что там есть смешные вещи вроде безумных танцев, но есть и темная сторона, где старшие парни смотрят на детей и пытаются вступить с ними в контакт, чтобы сделать эти танцы более откровенными", - цитирует издание The Scottish Sun Джона Карра, члена Исполнительного комитета Британского Совета по интернет-безопасности детей. По его словам, приложения, подобные TikTok, делают более вероятной "раннюю сексуализацию детей", их травлю, а также являются платформой для публикации роликов с опасными розыгрышами, когда дети, к примеру, поднимаются на высокие здания и тем самым подают пример другим.

    Секрет ТikТоk

    Еще пару лет назад телевизионщики с настороженностью наблюдали за развитием видеоблогеров на платформе YouTube. А теперь эти же видеоблогеры с таким же подозрением смотрят на тиктокеров. Китайское приложение уже обогнало американские Facebook и Instagram по количеству скачиваний во всем мире. Суть приложения до смешного проста: каждый пользователь может записать короткий ролик, использовать музыку и накладывать фильтры. Эта простота отчасти объясняет, почему TikTok уже скачали более двух миллиардов раз.

    Сейчас "зайти" в тренды YouTube новым пользователям с нуля объективно невозможно. Если еще лет восемь назад можно было стать знаменитым, имея при себе только лишь телефон с не самой лучшей камерой и идею, то сейчас даже самые талантливые блогеры, певцы, актеры с трудом продвинут себя без профессиональной техники и внушительной команды. А что нужно для популярности в TikTok? Только телефон. А дальше все решат алгоритмы приложения, которые выборочно показывают ролики аудитории. За несколько месяцев регулярных съемок вполне возможно набрать сотни тысяч просмотров своих видео.

    TikTok стал зарабатывать деньги. Рекламодатели постепенно сбегают из американского Instagram, хотя, надо заметить, качество рекламы там довольно высокое. Но TikTok для них в первую очередь привлекателен количеством активных пользователей, а не качеством контента. Это настоящая революция в мире медиарекламы. Появляются новые лица, зарабатывать которым помогает китайский TikTok, независимый от империй Google или Facebook.

    На TikTok стали обращать внимание крупные лейблы и продюсерские центры. Так, в России появились "тиктокерские дома", состоящие из 10-15 человек, которые подписали контракт с обязательством снимать определенное количество видео в день, выкладывать их на аккаунт этого дома и к себе на личную страничку. Суть в том, что продюсеры собирают целые команды молодых инфлюенсеров, стимулируют их развитие и повышают интерес рекламодателей.

    Говорят, "будь проще, и люди к тебе потянутся". И действительно формат, предлагаемый TikTok, элементарен. Даже обидно становится, что еще десять лет назад самым популярным форматом блога был Живой Журнал, предлагающий аудитории лонгриды, а сейчас всему миру нужны короткие ролики под музыку, часто не несущие никакого смысла. Хотя, конечно, есть исключения, но монетизируется, как правило, контент попроще.

    Мария Резник

    Поделиться