Нужно ли знать геометрию, чтобы понять картину о великом математике

В Перми завершился фестиваль научно-популярного кино Future.doc. Одним из ярких его событий стала российская премьера фильма Екатерины Еременко "Пространство Лобачевского". "РГ" задала режиссеру несколько вопросов о том, почему для первого показа выбранa Пермь, насколько трудно снимать кино о математиках и пересекаются ли все-таки параллельные прямые.

Екатерина, наверное, непросто снимать фильмы про ученых? Ведь все самое интересное происходит у них в головах. Снаружи они просто сидят, читают, ходят...

Екатерина Еременко: Вы правы, работу математика сложно перевести в визуальное искусство, интеллектуальная деятельность скрыта от наружного наблюдателя. Это трудно, но я рада, что имею возможность общаться с уникальными людьми, великими математиками мира. Тем более что я и сама выпускница механико-математического факультета МГУ. Однако, даже имея математическое образование, снимать такие фильмы действительно непросто. И для меня каждый фильм - определенный квест, постоянный поиск нового решения.

Как появилась идея фильма "Пространство Лобачевского"?

Екатерина Еременко: Первоначально это был заказ Казанского федерального университета, где недавно возобновили традицию вручения премии Лобачевского за современные научные достижения. Для церемонии награждения им нужен был фильм о личности ученого. Сначала я сняла короткий тизер-трейлер, а позже сделала фильм целиком.

Поскольку я документалист, то обычно снимаю людей, живущих здесь и сейчас. В этом же фильме пришлось впервые обратиться к исторической теме. И мы с командой придумали, как мне кажется, достаточно инновационный подход: мы показываем современных героев в их привычных обстоятельствах, но каждый из них своей деятельностью отражает различные грани деятельности Николая Лобачевского. Например, профессор математики из Берлина Александр Бобенко в фильме отвечает за научную часть жизни Николая Лобачевского, ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров отражает деятельность Лобачевского-ректора, профессор Лоран Бартольди из Геттингена - за отношения Лобачевского и Гаусса. А в роли объединяющего всех рассказчика выступил доцент математики из Казани Виктор Фомин, автор нескольких публикаций о Лобачевском.

Случилось ли у вас в процессе съемок фильма какое-то новое открытие вашего героя?

Екатерина Еременко: В достижениях Лобачевского меня больше всего поразило, что он делал свои вычисления, не имея геометрических моделей, которые появились почти четверть века спустя. В наше время студентам показывают несколько моделей - на диске Пуанкаре, модель Клейна, модель на полуплоскости и модель на гиперболоиде в Лоренцем пространстве. Мы в фильме их коротко показываем. Я спрашивала многих математиков, каким путем шел Лобачевский, и, похоже, что его путь был настолько сложный, что мало кто мог бы его повторить в наше время, не используя эти модели.

В фильме есть еще одна интереснейшая личность - это европеец Гаусс. На него вы тоже посмотрели с новой стороны?

Екатерина Еременко: Гаусс, пожалуй, самый знаменитый немецкий математик, про него снято несколько постановочных картин, его жизнь досконально изучена. Но мне было интересно увидеть, что в наше время математики предъявляют ему претензии, что в свое время он не занимал достаточно активную гражданскую позицию. Лоран Бартольди в фильме рассказывает о группе "Геттинген 7" и сожалеет, что группа не стала "Геттинген 8" вместе с Гауссом.

Екатерина Еременко говорит: Я хочу, чтобы у фильма была широкая зрительская аудитория. Я буду рада, если мой фильм вдохновит кого-то на занятия математикой. Фото: кадр из документального фильма Екатерины Еременко

Много ли сохранилось информации о жизни и работах русского математика?

Екатерина Еременко: Математические работы, конечно, сохранены, но портретов Лобачевского очень мало. При своей жизни Лобачевский не был признан как математик. Его современники в России не поняли его идеи. Признание пришло из Германии, причем благодаря Фридриху Гауссу. Гаусс считался, да и был, гением, и когда после его смерти открыли его архив, то выяснилось, что он очень высоко ценил труды Лобачевского.

Кстати, у Гаусса и Лобачевского был один учитель - немецкий профессор Мартин Бартельс, который несколько лет работал в России. Фильм мы снимали в четырех городах - Казани, Берлине, Геттингене и Гейдельберге, где проходит форум лауреатов Абелевской и Филдсовской премий по математике.

Как случилось, что премьера фильма состоялась в Перми?

Екатерина Еременко: Работа была готова к моменту всеобщего карантина. Несколько американских фестивалей хотели получить "Пространство Лобачевского". Но я отклонила их предложение, мне не хотелось проводить премьеру онлайн. Позже на Всемирном конгрессе научных продюсеров мы встретились с организаторами пермского фестиваля Future.doc. Они загорелись идеей показать его в Перми, и вот я здесь.

Кстати, премьера моего фильма "Чувственная математика" тоже состоялась не в столице, а в Новосибирске. И это был невероятный успех - кинотеатр "Победа" продлевал прокат фильма четыре недели, иногда он шел несколько раз в день. Надеюсь, что Пермь принесет фильму "Пространство Лобачевского" такую же удачу. Широкая публика увидит его в середине мая. А я сама собираюсь прилететь и лично представить фильм в пяти городах - в Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Санкт-Петербурге и в Москве.

На просмотр вы ждете математически подкованного зрителя?

Екатерина Еременко: Я хочу, чтобы у фильма была широкая зрительская аудитория. Но все же это рассказ о гении и науке, и я намеренно не хотела что-то упрощать. Если у кого-то из зрителей возникнет потребность разобраться глубже в неевклидовой геометрии, они смогут пойти в библиотеку, обратиться к книгам, узнать еще что-то новое для себя. Я буду рада, если мой фильм вдохновит кого-то на занятия математикой. Но чтобы успокоить будущего зрителя, скажу - "сложные моменты" длятся недолго. Можно расслабиться и продолжать смотреть дальше, переключиться на другую линию - житейскую, бытовую. Их там много. Некоторых зрителей впечатляет момент о поведении Лобачевского на пожаре, который захлестнул город и мог уничтожить университетскую библиотеку. Тогда ректор поднял на борьбу с огнем своих коллег, и они героически спасали книги в то время, когда горели их собственные дома. И таких любопытных эпизодов в картине много.

В достижениях Лобачевского меня больше всего поразило, что он делал свои вычисления, не имея геометрических моделей, которые появились почти четверть века спустя 

Несмотря на то, что речь в фильме идет о событиях XIX века, я думаю, что у нас получился очень актуальный фильм, мне бы очень хотелось, чтобы его увидели зрители!

Справка "РГ"

После выхода в мировой прокат фильма "Чувственная математика" Екатерина Еременко стала постоянной участницей церемонии вручения традиционной Абелевской премии, которую в противовес Нобелевской получают только математики. Уже пять лет подряд она готовит к этому событию фильмы "Портрет лауреата". Премьеры картин проходят в присутствии норвежского короля и современных светил научной мысли.

Кстати, показ фильма проходит благодаря Гёте-Институту в Москве. Для зрителей все события бесплатны, так как проходят при поддержке министерства культуры Пермского края.

Поделиться