Эксперты предрекают бум китайского автопрома на российском рынке
Продажи с начала года подросли практически на четверть. По статистике комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), топ-10 самых популярных в РФ марок замкнул Haval (в апреле продана 3001 единица, рост в 7,1 раза. По итогам 4 месяцев рост в 2 с лишним раза). Следом в рейтинге (11-е место) расположился бренд Chery, проигравший земляку в продажах 21 штуку, но обогнавший в динамике роста - аж 1263 процента по итогам апреля и 483 процента с начала года. Неплохую прибавку продемонстрировали и другие китайские марки, за исключением Zotye.
О тенденции "китаизации" российского авторынка гендиректор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков говорил еще в ноябре прошлого года на онлайн-конференции Autostat Analytic Day-2020. И привел такие данные: если в 2010 году представители автопрома Поднебесной составляли 1,8 процента нашего автопарка, то в 2020-м уже 3,5 процента. При этом из 7 брендов, продемонстрировавших в "пандемийном" году рост продаж, пятеро "родом" из КНР. "Китайские бренды здорово прибавили, - сообщил Сергей Целиков. - Не удивлюсь, если в ближайшие 2-3 года китайцы войдут в топ-10 нашего рынка". А это случилось уже через полгода!
По мнению эксперта, спрос на машины из Поднебесной растет с каждым годом, расширяются их модельные ряды, увеличивается количество дилеров китайских марок. Почему российские потребители стали чаще отдавать предпочтение продукции китайского автопрома и каковы дальнейшие перспективы китайских машин в нашей стране? С этим вопросом "Автостат" обратился к автоэкспертам и дилерам.
По мнению Романа Слуцкого, гендиректора ГК "Аларм-Моторс", есть несколько причин для столь резкого роста интереса российского потребителя к автомобилям ведущих китайских брендов. Во-первых, последние 10 лет китайские автозаводы совершили огромный прорыв в качестве и дизайне своих автомобилей. Эти автомобили создаются опытнейшими инженерами и дизайнерами мирового уровня с целью завоевания международных рынков. Во-вторых, китайским компаниям удалось довольно успешно собрать профессиональные команды менеджмента для дистрибуции на российском рынке и реформировать свои дилерские сети. И, наконец, в-третьих, активный рост продаж у китайских брендов обусловлен сложившейся в последнее время конъюнктурой на авторынке России, а именно высоким уровнем спроса, который в полной мере не смогли обеспечить предложением корейские и японские концерны.
![](http://localhost:8078/uploads/images/210/94/64/32p_avto_850.jpg)
Но в долгосрочной перспективе лидерство на российском рынке может обеспечить только производство автомобилей в нашей стране. С этой точки зрения, вероятно, Haval уже в этом году сможет "убежать" от своих брендов-соотечественников. В Китае есть еще целый ряд мощнейших автопромышленных холдингов, но выход на международные высококонкурентные рынки - не самая простая задача даже для крупных китайских компаний.
"В этом году, по моим прогнозам, бренды из Китая смогут достичь 7-, а может, и 8-процентной доли на рынке. Их совокупный объем продаж должен в этом году приблизиться к 100 тысячам автомобилей. При этом в перспективе ближайших нескольких лет легко проглядываются цифры в 150 тысяч штук и доля в 10 процентов", - считает Роман Слуцкий.
![](http://localhost:8078/uploads/images/210/94/64/avto-morzh_200.jpg)
Шеф-редактор радио "Автодор" Игорь Моржаретто сообщил, что 10-15 лет назад многие китайские компании приходили на наш рынок формально, поскольку государственная концепция развития автопрома требует от любого завода иметь экспортные перспективы. А сейчас ситуация принципиально изменилась: продажи в КНР то растут, то сокращаются, и вопрос выхода на внешние рынки на самом деле - вопрос выживания. Российский рынок считается самым перспективным, потенциально продажи автомобилей здесь могут вырасти в 2 раза и достигнуть 3,5 и более миллиона штук в год. Поэтому в лучшем положении оказались "ветераны", давно и плотно осевшие в РФ, - Haval (раньше мы знали его под брендом Great Wall), Chery, Geely (собирают на СП в Беларуси), Changan, FAW.
"Как мне кажется, у всех китайских компаний из "большой четверки" (Haval, Chery, Geely, Changan) есть свой потенциал, и довольно серьезный. Причем пока перспективы лучше у Haval и Geely, у которых уже есть локальное производство. Активно ищет местную сборочную площадку и Chery. Все они готовятся выводить на наш рынок машины и под своими суббрендами. Так что нам предстоит стать свидетелями нешуточной конкурентной борьбы китайских марок на нашем рынке. В выигрыше, надеюсь, будут наши покупатели", - говорит Игорь Моржаретто.
![](http://localhost:8078/uploads/images/210/94/64/33p_shanhay_auto_250_AP_850.jpg)
Какие еще китайские автопроизводители могут "выстрелить" на нашем рынке, эксперт сказать пока затрудняется. На внутреннем китайском рынке активно работают еще несколько интересных брендов. Так что, возможно, через некоторое время в России вновь активизируются крупные игроки, которые по каким-то причинам сейчас у нас не слишком активны: FAW, Dongfeng и Lifan.
"За последние два года модельный ряд китайских автомобилей на российском рынке кардинально изменился, - считает директор "Автостата" Сергей Целиков. - Качество и потребительские свойства "китайцев" фактически стали близки к уровню "корейцев", "японцев", "европейцев". В России четко вырисовалась тройка лидеров - Chery, Geely, Haval. Эти бренды периодически меняются местами в гонке за "желтую майку лидера", но все показывают хорошую динамику и имеют примерно равные шансы на успех".
По мнению эксперта, регулярно тестирующего автомобили различных марок, модельный ряд Geely наиболее "европеизирован". Благодаря кооперации с Volvo автомобили Geely Coolray и Geely Tugella реально могут поспорить со многими азиатскими и европейскими конкурентами. А на подходе новые Atlas Pro и KX11. Потенциал очень большой. Тем более сборка налажена в общей таможенной зоне - в Беларуси. Успех Chery, считает Сергей Целиков, обусловлен неким грамотным балансом различных характеристик. Все автомобили новой модельной линейки (Tiggo 7 Pro, Tiggo 8 Pro, CHERYEXEED TXL и остальные) красивы внешне и приятны внутри. У них не выдающиеся, но довольно ровные динамические характеристики, очень богатое оснащение, хорошее качество материалов и разумная рыночная цена.
![](http://localhost:8078/uploads/images/210/94/64/1p_zavod_tula_850.jpg)
А вот Haval, уверен глава "Автостата", берет размерами, дизайном, оснащением, ценой. Полноценный сборочный конвейер в России, локализация и соответствующие льготы позволяют расширять производство и наращивать объемы продаж. У бренда есть планы стать № 1 на российском рынке кроссоверов. А для этого надо продавать около 100 тысяч автомобилей в год.
В дальнейшей же перспективе наиболее интересным эксперту видится выход на наш рынок китайских производителей электромобилей.
![](http://localhost:8078/uploads/images/210/94/64/35p_EPA_300_850.jpg)
![](http://localhost:8078/uploads/images/210/94/64/Celikov_200.jpg)
Сергей Целиков, директор аналитического агентства "Автостат":
- В перспективе 3-5 лет китайские бренды будут стабильно увеличивать суммарную долю на российском рынке по 1-2 процента в год. Могли бы и быстрее, но в головах большинства россиян китайские автомобили пока ассоциируются с невысоким качеством, ненадежностью и недолговечностью. Главная задача китайцев - сломать этот стереотип и на практике доказать обратное.
![](http://localhost:8078/uploads/images/210/94/64/sluckij_200.jpg)
Роман Слуцкий, генеральный директор ГК "Аларм-Моторс":
- Китайские бренды уже сегодня могут абсолютно на равных конкурировать с Кореей и Японией. Для знака "равно" осталось одно очень важное дело - последовательно завоевывать сердца потребителей, формируя образ современного и надежного автомобиля. Это большая работа, которую не пройти за один год. Именно поэтому на сегодня автомобили ведущих китайских брендов стоят на 10-15 процентов меньше, чем их корейские "аналоги".