- Здесь, кажется, "проходное место", - сказал на открытии памятной доски глава Российского военно-исторического общества (РВИО), помощник президента Владимир Мединский, имея в виду неиссякающий поток прохожих. - Люди остановятся, посмотрят, вспомнят фильмы мастера и точно станут лучше.
Жена сценариста рассказала, как они приехали смотреть квартиру на Кутузовском, где прожили с 1987 по 2004, и Ежов пошутил: ну что, хороший дом, можно мемориальную доску повесить.
Шутка оказалась пророческой.
- Поколение Ежова - первое поколение, которое начало делать кинематограф после войны, - сказал его соавтор по сценарию "Сибириады", режиссер Андрей Кончаловский. - Эти люди пришли с фронта и знали, что такое портянки, землянки, крик "За Сталина!", смерть рядом. Они все это испытали, и этот их опыт выразился в сделанных ими замечательных картинах. Картины молодых фронтовиков вошли в "золотой фонд" советского и российского кино, и среди них безусловны работы Вали Ежова.
Кончаловский подчеркнул особый талант Ежова и как литератора, и как личности.
По легкости и оптимизму он напоминал ему то Моцарта, то Теркина.
- Юмор, неунывающий оптимизм. Значок лауреата Ленинской премии всегда носил с обратной стороны обшлага, чтобы милиции в нужном случае показать, а так - стеснялся. И в отличие от меня, всегда знал, когда закончить сцену или сценарий, - смеется Кончаловский, - поэтому "Сибириада" вместилась в четыре серии, а не в 10.
Заметив, что мы живем во времена, "когда память становится бесконечна коротка", Кончаловский подчеркнул особую роль в обратном РВИО и личное упорство, если не упрямство, Владимира Мединского.
Знаковый кинодраматург был по происхождению самарцем, напомнил еще один самарец, депутат Госдумы Александр Хинштейн. Он посетовал, что дом, где кинодраматург родился и провел первые годы жизни, в Самаре пока не найден, но зато 10 лет назад там открыли скульптурную композицию с красноармейцем Суховым.
- Он весь фильм шел к своей любимой Катерине Матвеевне именно в Самару, - напомнил депутат.
"Белое солнце пустыни" после выхода фильма сразу посмотрело 50 миллионов зрителей.
Историю красноармейца Сухова разобрали на цитаты. Герои фильма стали визитными карточками для артистов их сыгравших, а само кино неожиданно… талисманом для космонавтов.
- Начиная с 1970 года перед полетом его смотрел каждый экипаж, - рассказал летчик-космонавт, Герой России Андрей Борисенко. - Была такая добрая традиция.
Один раз, в 1983 году экипаж не посмотрел "Белое солнце пустыни", и во время запуска на стартовом столе произошел взрыв. Авария, пожар. Только благодаря четкой работе группы управления и бортовых систем, экипаж был спасен и приземлился неподалеку.
После этого случая не только ни один экипаж и ни один космонавт не рисковал не посмотреть "Белое солнце пустыни" перед пуском, но к этому на всякий случай присоединились даже американские коллеги, для которых фильм снабдили специальными субтитрами.
- Все смотрим по утрам "Белое солнце пустыни", на всякий случай, - пошутил ведущий церемонии, актер Сергей Жигунов.
- Юмор, радость, страсть к жизни, он был лучезарном человеком, - вспомнила Валентина Ежова его жена Наталья Готовцева. Можно только представить, как ей его сейчас не хватает.
Года за два до его ухода я брала у него интервью. В конце разговора он пригласил меня на курсы сценаристов и свой день рождения. Дело было не в моих талантах, а в его невероятной человеческой щедрости. Я думаю, что таких людей больше уже нет.
Я постеснялась пойти и на курсы, и на день рождения. Он перезванивал и укорял.
Поэтому вчера я пришла к его дому с белой розой и сожалением о том пропущенном визите.
Как говорил один большой поэт: "Только наша щедрость встретит нас за гробом".