Кому будет выгодна замерзающая зимой Европа

За три недели ноября подземные хранилища газа (ПХГ) Европы опустели на 7,2% с 83,4 млрд до 77,4 млрд кубометров. Отбор газа ускорился, за два последних отчетных дня (22 и 23 ноября) - из ПХГ выкачали почти 1 млрд кубометров. Причем даже в Северной Европе пока сохраняется плюсовая температура, и настоящие холода еще не наступили. Если отбор газа продолжит расти, то запасов в некоторых странах может не хватить до конца зимы.

О возможности перебоев с поставками электричества этой зимой в Европе, уже предупредил глава компании Trafigura Джереми Вейр. Это одна из крупнейших в мире корпораций, специализирующихся на биржевой торговле сырьевыми товарами и электроэнергией. Если учесть, что оптовая цена электричества в Европе выросла в 2021 году в несколько раз (в зависимости от страны), а тарифы для населения поднялись на 15-30%, то потребители едва ли будут в восторге от такого качества сильно подорожавших услуг.

До недавнего времени сохранялась надежда на запуск "Северного потока-2", по которому в Европу могли поступить дополнительные объемы газа, но после приостановки сертификации газопровода немецким регулятором, ожидать начало его работы раньше весны 2022 года не приходится. Ускорить запуск "Северного потока-2" на волне роста газовых цен не получилось, и теперь для его ввода в эксплуатацию придется пройти все круги европейской бюрократии.

Газ в Европу продолжает поступать по всем маршрутам, в том числе и из России, но большей частью до ПХГ не доходит. По данным Gas Infrastructure Europe, за те же 22 и 23 ноября в хранилища было отгружено всего около 40 млн кубометров. Но проблема еще в том, что европейские ПХГ заполнены неравномерно.

"Самая сложная ситуация с запасами газа в ПХГ в Австрии (заполнены на 49,9%), Нидерландах (59,1%), Германии (68,9%) и Словакии (67,4%)", - говорит замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Но в странах Евросоюза уже много лет строят единый рынок газа и приняли на законодательном уровне механизмы солидарности, поэтому дефицит газа, если он возникнет из-за сильных холодов или форс-мажорных обстоятельств у поставщиков, станет общеевропейской проблемой, уточняет он.

Еще хуже ситуация на Украине, мощности хранения которой европейцы используют для хранения газа. Украинские ПХГ заполнены всего на 38,6% (около 11,9 млрд кубометров газа). Этого едва ли хватит для нормального прохождения зимы. В прошлом году с декабря по апрель стране понадобилось 16,5 млрд кубометров. Докупить какие-то объемы газа в Европе сейчас едва ли выйдет, а если и получится, то стоить он будет очень дорого. Сейчас биржевая цена в Европе - около 1100 долларов за тысячу кубометров.

В этой ситуации, часто говорят, что наибольшую выгоду в результате дефицита и роста цен на газ получают его экспортеры, в том числе и Россия. Но это очень далеко от истины. Более того, затягивание газового кризиса в Европе после приостановки сертификации "Северного потока-2" стало совсем не в интересах нашей страны.

Как отметил Гривач, Россия и другие экспортеры газа, сейчас получают дополнительные доходы, но средняя цена по долгосрочным контрактам в разы меньше, чем биржевые цены в споте (контракты, подразумевающие быструю поставку товара и его моментальную оплату - "РГ"). По его мнению, главными бенефициарами этой ситуации являются трейдеры (участники биржевой торговли - "РГ"), которые реализуют газ конечным потребителям по краткосрочным контрактам.

На фоне заоблачных биржевых цен на газ в Европе становится все больше сторонников отказа от импорта энергоресурсов. Газ начинает восприниматься, как ресурс ненадежный, цены на который невозможно предсказать. А это уже совсем не в интересах его экспортеров, в том числе и России. Идут даже разговоры о преимуществах над газом ветровой и солнечной энергетики, хотя кризис во многом был спровоцирован недостатками генерации такого вида. Поэтому в продолжении европейского энергетического коллапса Россия совсем не заинтересована. Негативные последствия из-за снижения спроса на газ в Европе в будущем могут оказаться значительней сиюминутной выгоды.

Но это не означает, что наша страна должна бросить все силы на заполнение европейских ПХГ. Маршруты поставок газа в Европу через Украину и Польшу экономически менее выгодны России, чем газопроводы через Балтику. Кроме этого, увеличения прокачки газа по этим направлениям будет кормить бюджеты не самых дружелюбно настроенных в отношении России стран.

"Газпром", конечно, может загружать максимально газопровод "Ямал-Европа" и украинский газотранспортный коридор, однако, реальные потоки будут зависеть и от коммерческих условий транзита, считает аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления Сколково Сергей Капитонов.

Поставки по другим маршрутам могут быть увеличены, но при тяжелом кризисе не решат европейские проблемы, в которых во многом виноваты сами страны Европы, создавшие препятствия для запуска "Северного потока-2", отмечает Гривач.