14.04.2022 23:25

Как жителям коттеджных поселков решить проблемы с управляющими компаниями

Подмосковные власти совместно с федеральным минстроем и Росреестром начали работу над законодательной инициативой, которая должна поставить точку в противостоянии жителей коттеджных поселков и собственников поселковых земель и коммуникаций. Об этом "РГ" рассказала министр имущественных отношений Московской области Наталья Адигамова.

Сергей Михеев/РГ

В области более двух тысяч коттеджных поселков, где проживают в общей сложности порядка 600 тысяч человек. И многие знакомы с такой проблемой: свои у жителей только дома. Дороги, инженерные сети, другая инфраструктура - все это в собственности у застройщика. Адигамова объясняет, почему так происходит: "Коттеджный поселок - изначально коммерческий проект. Застройщик выкупает землю сельхозназначения, меняет вид разрешенного использования, проводит электричество, воду, газ. Затем межеванием делит землю на индивидуальные участки и продает их новым владельцам, оставляя в своей собственности земли общего пользования и, как следствие, все инженерные коммуникации". Затем застройщик создает управляющую компанию для обслуживания поселка. Подразумевается, что за адекватные деньги. Но на деле везет не всем. Есть много поселков - и не только в Подмосковье, где управляющая компания, созданная нечистым на руку застройщиком, выставляет жителям гигантские счета, требуя плату в буквальном смысле за воздух.

В такую ситуацию попали, например, жители поселка "Белые Росы" под Истрой. "У нас на въезде в поселок стояли три шлагбаума один за другим. УК требовала плату за проезд через каждый. Жителям предлагалось вносить ежемесячную фиксированную плату - при этом обслуживание шлагбаумов оплачивалось отдельно, а это была плата именно за пользование дорогой. Ну а гости платили отдельно за каждое открытие шлагбаума - и при въезде в поселок, и при выезде из него", - рассказывает жительница "Белых Рос" Ольга Корнеева.

В соседних "Полянах" - похожая ситуация. "При покупке участков каждый из нас оплатил строительство сетей в размере 1,5 миллиона рублей. Подключиться бесплатно ни к одной из них не удалось - снова пришлось платить. Когда в поселок пришел газ, собственник дорог, оказавшийся физическим лицом, начал вынуждать нас заключить с ним договор аренды на 11 месяцев, после чего он разрешит вести на обочине земельные работы - тянуть трубы", - возмущается местная жительница Наталья Салман. Как же так получается, что дороги в поселках оказываются в карманах у физлиц? Очень просто - застройщик уходит в банкротство, переуступая свою собственность, которой в данном случае являются поселковые земли общего пользования, третьим-пятым-седьмым аффилированным лицам.

Некоторые жители "Полян" посчитали, что автономная канализация и генератор обойдутся дешевле, чем отчисления собственникам сетей за любой чих. А вот "Белые Росы" судились. Но неудачно - собственник навстречу не пошел, а законодательная база, как выяснилось, в отношении коттеджных поселков состоит из одних пробелов. Единственное, чего тогда добились жители - ликвидации лишних шлагбаумов на землях общего пользования.

В некоторых поселках управляющие компании выставляют жителям гигантские счета, требуя плату в буквальном смысле за воздух

"В коттеджных поселках порядок передачи земельных участков общего пользования и инженерной инфраструктуры от застройщика в собственность жителей действительно не определен. В отношении СНТ и многоквартирных домов есть законы, где оговариваются способы решения подобных проблем. А деятельность коттеджных поселков регулируется положениями Гражданского кодекса и уставов. Поэтому любые попытки жителей создать свое юридическое лицо для управления поселком порождают массу конфликтов с застройщиком", - отмечает Наталья Адигамова. Законодательная инициатива, над которой работает область, и должна снять все спорные вопросы и неопределенности. "У коттеджных поселков появится юридический статус и будут закреплены права жителей на общее имущество", - уточняет министр.

К слову, это уже не первая "коттеджная" закинициатива, вышедшая из Подмосковья и ставшая федеральным законом. В декабре прошлого года был принят закон, предусматривающий долевую собственность соинвесторов строительства поселков. Если инженерная и транспортная инфраструктура такого поселка создавалась с привлечением средств дольщиков, то после завершения строительства она должна перейти в общую долевую собственность. К сожалению, этот закон действует только для новых поселков. Ситуацию в старых поправят следующим законом.