20.04.2022 21:01
    Поделиться

    Почему драмтеатры заинтересовались музыкальными жанрами: обозреватели "РГ" комментируют итоги "Золотой маски"

    Судя по не вполне адекватным решениям явно растерянного жюри, номинация "Оперетта/мюзикл" явно требует срочного лечения - кардинальной ревизии системы отбора и оценок, самого состава конкурса. В этом году, не предъявив миру ни одной оперетты (что уже можно считать ЧП), она показала запредельный разброс критериев, определявших эти жанры, изначально развлекательные по природе и задачам. Они именно этим ценны искусству и публике - способностью рассмешить остроумной шуткой, потешить "легкой", но хорошей музыкой, отвлечь от текущих забот и невзгод, т.е. своей терапевтической, если хотите, функцией.

    Но "Маска"-2022 уже далеко не впервые заставила жюри сравнивать несопоставимое: лирические сцены для двух актеров "Дорогой мистер Смит" из Питера, блестяще поставленную и сыгранную бродвейскую комедию "Одолжите тенора" из Екатеринбурга и фантазийный гротеск "Семейка Аддамс" из Тюмени, с одной стороны, с мощным антивоенным высказыванием пермской "Антигоны", которая и признана лучшей в жанре мюзикла. Что уже нонсенс: ее невозможно назвать ни мюзиклом, ни тем более, опереттой - она даже в аннотации Театра-театра условно именуется "оперой для драматических артистов" и к развлекательным жанрам никак не относится. Понятно, что рядом с концептуальным трагедийным сочинением, взявшим в союзники Софокла, даже самый совершенный спектакль в жанре мюзикла покажется сверкающей финтифлюшкой рядом с "Герникой". Добавлю, что заставлять состязаться полноценные мюзиклы с живым оркестром и механическое шоу под "минусовку" (Тюмень) - то же самое, что смешать олимпиаду с паралимпийскими играми: разные весовые категории.

    Это прекрасно, что драматические театры заинтересовались музыкальными жанрами, стали овладевать новыми умениями и привлекать новую публику. Замечательно, что возникают произведения, находящиеся между традиционными жанрами - экспериментальные, поисковые, новаторские. Их необходимо замечать и поддерживать. И, вероятно, пришла пора учредить секцию для новой категории участников конкурса, которые не подпадают ни под одну из существующих номинаций. Или включать такие спектакли в секцию "Эксперимент", к которой они ближе всего. Ведь сочла же "Маска" необходимым разделить балет и современный танец, точно почувствовав их и родственную, и контрастную природу. Иначе "ЗМ" будет либо отставать от требований времени, либо побуждать театры окончательно отказаться от развлекательных жанров - противоестественная тенденция, которая хорошо заметна даже в практике театров оперетты.

    Наглядно

    Итоги конкурса в номинации оперетта/мюзикл: лучший спектакль - "Антигона" (Пермь), работа режиссера - Роман Феодори ("Антигона"), работа дирижера - Евгений Загот ("Шахматы", Москва), лучший исполнитель мужской роли - Евгений Елпашев ("Одолжите тенора", Екатеринбург), женской роли - Анастасия Стоцкая ("Шахматы"), роли второго плана - Александр Бобров ("Шахматы), работа композитора - Ольга Шайдуллина ("Антигона"), спецпремия жюри "За ансамбль и освоение новые жанров" - "Семейка Аддамс" (Тюмень).

    Поделиться