Поделиться

Почему владельцы речных судов Петербурга остались без мест для швартовки

В Петербурге официально открылся сезон водных прогулок, без которых сложно представить Северную Венецию. Но в этом году долгожданное событие омрачает тот факт, что к началу навигации многие владельцы пассажирских судов остались без причалов. Договоры аренды участков набережных у них закончились, а заключать новые на прежних условиях нельзя. Теперь эти спуски к воде можно получить только через аукционы, которые пока объявлены всего по пяти объектам.

Проблема в том, что больше года назад управление Федеральной антимонопольной службы запретило заключать договоры аренды с субъектами малого и среднего предпринимательства без торгов, если их поддержка не предусмотрена госпрограммой. Прежде такая аренда участков набережных для швартовки судов, посадки и высадки пассажиров считалась вполне законной преференцией для речного круизного бизнеса.

- На данный момент закончился срок 32 договоров аренды, то есть на этих участках набережных в навигацию 2022 года невозможно работать на законных основаниях, - отмечает президент ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Владимир Родионов. - Действие еще порядка 15 договоров заканчивается в этом году. А всего в городе заключено более ста таких договоров аренды. По мере завершения их сроков проблема коснется всех судовладельцев. На мой взгляд, ситуация катастрофическая.

Участки набережных - городская собственность, которая находится в оперативном управлении СПб ГБУ "Мостотрест". Всего это 300 спусков, из них используется 131 (по 27 объектам заключены договоры безвозмездного пользования с некоммерческими организациями). Как сообщили "РГ" в учреждении, во втором квартале этого года будут проведены аукционы по 19 спускам, в том числе шесть - в период с 21 апреля по 5 мая.

Главные претензии судовладельцев к аукционам - поздние сроки, высокая конечная цена и отсутствие гарантий в получении места.

К примеру, одна из круизных компаний до сих пор не может выставить дебаркадер на Неве у Зимнего дворца, откуда отправляются "метеоры" в Петергоф: торги назначены только на 28 апреля. А сезон фонтанов открывается уже 23-го.

При этом начальная цена аренды в ходе торгов может взлететь в разы. Так, прошлым летом один из спусков на канале Грибоедова "подорожал" в 10 раз. Когда аукционные страсти улеглись, победитель просто уклонился от подписания договора.

- Проведение аукционов приводит к многократному увеличению арендной платы. У каждого спуска есть своя обоснованная цена. Ее можно постепенно повышать, раскручивая причал, но неоправданный рост в ходе торгов только вызовет кратный рост цен на билеты. В целом предоставление участков исключительно по результатам аукционов приводит к неокупаемости средств, вложенных судовладельцем. Новое судно окупается за 10-15 лет, а сроки аренды составляют от трех до пяти лет, - аргументирует Владимир Родионов.

В ГБУ "Мостотрест" в ответ на запрос "РГ" пояснили, что начальная величина арендной платы устанавливается в соответствии с законодательством на основании отчета профессионального оценщика. Всего прошло уже 45 аукционов по спускам, и только в одном случае, по данным ГБУ, в 2020 году имело место значительное увеличение начальной цены арендной платы.

Надо отметить, что "Мостотрест" долгое время оспаривает запрет УФАС на аренду спусков без торгов в арбитражном суде, и это повлияло на сроки объявления аукционов.

Кроме того, ГБУ направило в городской комитет имущественных отношений предложение о включении ряда основных спусков в госпрограмму Санкт-Петербурга о развитии предпринимательства и потребительского рынка, что позволило бы речникам снова рассчитывать на аренду спусков без торгов. В КИО подтвердили, что это возможно.

Между тем судовладельцы давно предлагали внести весь водный транспорт в эту программу, но проблема так и не решилась. Сейчас у них есть другое предложение - продлить расторгнутые и истекающие договоры аренды спусков в рамках мер по обеспечению социально-экономической стабильности. По мнению речников, это позволит сохранить рынок водных круизов Петербурга.