28.04.2022 06:07
    Поделиться

    Будет ли лососевая путина в Амурском лимане

    Утвержденная на 2022 год Стратегия промысла тихоокеанских лососей сохранила запрет на добычу горбуши и летней кеты в реке Амур. В документе предлагается сократить сроки вылова осенней кеты, ограничить размеры орудий лова и увеличить количество проходных дней. А WWF России вообще требует как минимум на четыре года закрыть промышленный лов лососей в бассейне Амура для восстановления популяции. Как оценивают ситуацию те, кто живет и работает на великой реке?
    Алексей Куденко/РИА Новости

    Сергей Рябченко, президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края:

    - Не допускаю и мысли, что рыбалка полностью будет закрыта. Если это сделать - труба всем нижнеамурским поселениям, которые сегодня существуют, получают рабочие места, отчисления в муниципальный бюджет, социальную и финансовую помощь за счет рыбопромышленников. А граждане будут вынуждены уйти в браконьерство, ведь им нужно жить на что-то.

    Мы поддержали первоначальную стратегию, подготовленную ХабаровскНИРО. Она предусматривала закрытие промышленного рыболовства вверх по реке от линии Амгунь - Тыр и увеличение количества проходных дней. В Амурском лимане, там, где ставные орудия лова, будет один проходной день в неделю, там, где плавные сети, - день через день или два через два. Мы согласились с сокращением длины центрального крыла невода в устьевой части Амура до километра, в лимане - до 1,5 километра. И поэтому очень удивились, когда от ВНИРО прозвучала идея о полном закрытии промысла в Амурском лимане.

    Меня очень задевают массово тиражируемые сказки о том, что рыбопромышленники перекрывают своими орудиями лова Амурский лиман и поэтому лосось не проходит в реку. Лиман физически перекрыть невозможно: самая узкая его часть (от села Нижнее Пронге до мыса Табах) - 15,2 километра. Максимальная длина центрального крыла заездка - до 1,5 километра от берега. Левое и правое крыло - три километра. Значит, остается 12 километров свободной воды.

    Алла Закаменная, глава Нижнепронгенского сельского поселения:

    - На Нижнем Пронге запреты уже отражаются. В этом году мы недополучили единый сельхозналог, потому что организации, которые у нас работают, в 2021-м остались в убытке. Рыболовецкая артель "Нижнее Пронге" рыбачила на Амуре всего четыре дня из-за проходных дней и плохой погоды.

    Если в этом году закроют лов, поселок просто не выживет, ведь мы держимся только благодаря помощи рыбопромышленников. Они безвозмездно завозили своим флотом социальное топливо, стройматериалы по заявкам жителей, продукты на зиму. По акции "Доступная рыба" обеспечивали сельчан лососем.

    Я считаю, что была неправильная оценка ситуации с лососем. Во-первых, промысел в Амурском лимане никакого действия не оказывает на ход кеты. Во-вторых, заездки - это самые безопасные орудия лова. В-третьих, когда провели мониторинг хода кеты, у села Тыр за разовый замет в сеть попадало 45 штук, а уже под Комсомольском - четыре-пять.

    Я считаю причинами уменьшения стада лососей другие факторы, хотя многие со мной не согласны. Свою роль сыграло катастрофическое наводнение на Амуре 2013 года. Кроме того, в том же году внесли изменения в правила рыболовства: разрешили КМНС ловить рыбу сетями по 30 метров, но не обеспечили контроль. И браконьеры стали добывать больше, нередко прикрываясь статусом общин. Ни для кого не секрет, что в браконьерство вовлечены около 50 тысяч человек на Амуре.

    Деятельность WWF России оказалась вредоносной: комиссия, готовившая проект Стратегии промысла лососей, пошла на поводу у организации экологов-любителей, не предложившей ни единого научного обоснования закрытия Амурского лимана для лова.

    Я обращалась по поводу сложившейся ситуации к губернатору, ответа не получила. К премьер-министру - получила отписку, что обращения направлено в Росрыболовство. Обратилась к Генеральному прокурору, ответа пока нет.

    Любовь Одзял, президент РОО "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края":

    - Идея немножко запоздалая. Это надо было делать в 2021-м, чтобы как можно больше лосося прошло на нерестилища. К сожалению, в прошлом году произошло не закрытие, не введение жестких ограничений, а максимальное открытие реки для промысла - вплоть до Хабаровска. А сейчас в 2022-м, обжегшись на молоке, дуем на воду.

    Мы полностью поддерживаем утвержденную стратегию, которая предлагает закрытие лимана для промысла. Коренные народы позиционируют Амурский лиман как дверь в реку. Чтобы лосось прошел по своему миграционному коридору, нужно сначала открыть дверь. Поэтому закрытие лимана никаких вопросов у нас не вызвало.

    Запрещать промысел надо было еще в 2021-м, чтобы как можно больше лосося прошло на нерестилища. К сожалению, все было сделано наоборот

    Что касается предложений о закрытии промышленного лова, эти разговоры пошли оттого, что достаточных мер для пропуска лосося не принимается. И мы придем к тому, что рыбы не будет для наших детей, внуков, что она исчезнет у нас на глазах, как исчезли летние лососи.

    И если есть угроза полной потери лосося, может быть, и надо останавливать промышленный промысел, чтобы убрать губительные факторы, которые вкупе с климатическими окончательно добьют рыбу. Дело не в том, что кто-то против промышленного лова - люди боятся остаться без рыбы совсем. Даже среди КМНС, для которых рыболовство - традиционный образ жизни, есть люди, готовые на полный запрет промысла ради возрождения амурского стада.

    Я очень надеюсь, что летние горбуша и кета восстановятся. Но, думаю, ограничения лова надо устанавливать лет на десять, а может, и двадцать.

    Олег Фингерут, директор ООО "Рыболовецкий колхоз "Свободный":

    - На собственные средства, без государственных инвестиций и программ, мы построили береговой завод в поселке Озерпах. Сделали огромные вложения в надежде на то, что мы будем работать, по крайней мере, до 2032 года, как указано в договоре аренды участка.

    В связи с тем, что планируется закрытие Амурского лимана для рыбалки, завод будет законсервирован. Перепрофилировать его нереально.

    А ведь можно квоты распределить между всеми и дать спокойно работать. Считаю неправильным порядок, когда одни предприятия будут ловить, а другие нет, потому что Амурский лиман закрыли. Принцип конкурентности полностью нарушается.

    Без госинвестиций и программ мы построили береговой завод. В связи с тем, что планируется закрытие лимана для рыбалки, завод будет законсервирован. Перепрофилировать его нереально

    Пока прогноз у нас печальный: если ситуация не разрешится, это приведет к уничтожению компании и потери рабочих мест. И в Озерпахе, конечно, все встанет. Как градообразующее предприятие мы платим налоги в местный бюджет, оказываем посильную помощь в содержании школы, детсадов, оборудовании спортплощадок, очистке местности, установке столбов электропередачи. И в "Доступной рыбе" участвуем. При закрытии завода наладить какое-то другое производство не получится.

    Но здесь проблема даже не завода. Проблема государственного масштаба. В свете происходящего в стране сейчас правительство России борется за сохранение рабочих мест и производства. А на местном уровне об этом почему-то не заботятся. Наше предприятие работало долгих семь лет. Вдруг резко решили закрыть путину. Причем по имеющимся научным заключениям никаких проблем с рыбалкой в лимане не было. Лиман огромный, закрывать его - просто парадокс. Те, кто говорит, что ставными неводами мы перекрываем весь лиман и не даем рыбачить другим, это люди, которые не понимают принцип рыбалки. Заездки - самый гуманный способ лова, который может быть.

    Поделиться