04.05.2022 08:41
    Поделиться

    Первомай: путь от Идеи к Празднику через Историю

    Люди охотно отмечают "майские праздники", давно забыв про их идеологическую начинку. Прекрасные весенние дни - разве этого мало? Более чем достаточно. Просто как часто (всегда?) бывает в Истории: то, что стартует как Сакральное Событие, постепенно превращается просто в веселый ритуал.

    Кому любопытно, легко прочтет в интернете, что 4 мая 1886 г. рабочие Чикаго вышли на демонстрацию с требованием 8-часового рабочего дня. Затем: анархисты - беспорядки - бомбы - аресты - провокаторы - суд - виселицы... Вскоре было доказано, что осудили невиновных, но рабочие в этом не сомневались с самого начала.

    И вот Парижский конгресс II Интернационала по предложению американской делегации принимает в 1889 г. решение - объявить почему-то 1 (а не 4) мая - Днем Солидарности Рабочих. Сейчас 1 мая как праздник отмечают почти в 90 странах (кстати, не в США - там День Труда приходится на 1-й понедельник сентября). Правда, мало где этот день связан с "рабочей солидарностью": например, в Финляндии 1 мая карнавал студентов. Еще меньше государств, где 1 мая - выходной.

    Пожалуй, наибольшую роль 1 мая сыграло в истории России-СССР. До революции в этот день были демонстрации, первый раз в Варшаве в 1890-м, а с 1897-го - обязательная, важнейшая часть маевки - столкновения с полицией. Помню советский анекдот 1960-х. В школу приглашают ветерана рассказать про маевку. Приходит благообразный старичок-боровичок и шамкает. "Помню маевку, как сейчас... День чудесный, солнечный. Ну, конечно, свежие рубахи на рабочих, многие с детьми. Гармошка. Плакаты, лозунги. "Долой царя!", "Да здравствует свобода!" Да-а-а... А тут - казаки! И вот господин есаул командует: "Шашки наголо! К бою!" Ох, и порубали ж мы красную сволочь!"

    Огромная демонстрация была в Петрограде в 1917-м, почти миллион человек. Кстати, шла она под лозунгом "Война до победного конца!", выступал Керенский. Правда, были там - на заднем плане - и большевики с их "Долой 10 министров-капиталистов!"

    Затем 1 мая стало одним из двух главных официальных праздников. 1 мая 1918 г. на Ходынке был первый Советский парад, командовал начальник Латышской дивизии Вацетис, принимал парад наркомвоенмор Троцкий. Кстати, над Ходынкой пролетел самолет, в котором был Дзержинский.

    Сакральное Событие постепенно превращается в ритуал

    Первомайские парады продолжались 50 лет - до 1968 г. С 1968 г. остался один главный госпраздник - Рождение Державы, 7 ноября. Последний парад 7 ноября прошел в 1990 г. В 1965, 1985, 1990 гг. были парады в честь Победы 9 мая, с 1995 г. - ежегодные парады 9 мая. Эта "смена парадных караулов" - очевидное выражение смены идеологических ориентиров.

    Как известно, Советская власть родилась как Интернациональный Проект Мировой Революции. Возможно, это был первый пример "Глобализма Нового типа". Впервые целью провозглашалось не создание Мировой Империи - таких было немало, а объединение НА РАВНЫХ разных стран и народов, точнее рабочих этих стран. "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" (Манифест Коммунистической партии, 1848). Материализацией данного проекта стал Коминтерн, а одним из его символов - Парад Солидарности Трудящихся 1 мая. Идею этого парада точно выражал знаменитый плакат того времени: рабочий бьет кувалдой по цепям, опутавшим весь Мир. Кстати, практически одновременно возник и другой Глобальный Проект - предложенная президентом США Вильсоном Лига Наций. Так возникло одно из первых проявлений идеологической конкуренции двух Сверхдержав - США и СССР. В 1920-е СССР было далеко до положения военной и экономической Сверхдержавы, но Идеологической Сверхдержавой он был - и может быть в куда большей степени, чем когда-нибудь потом. Полуголодная Советская Россия ощущала себя (и воспринималась другими) как Новый Свет - идейная Альтернатива Старому Свету. И парад 1 мая имел именно этот четкий идеологический смысл.

    Глобализм, мессианство - старая русская скрепа. Достоевский и Тютчев преподносили ее в защитной гуманистически-идеологической окраске. Достоевский говорил о "всемирной отзывчивости", Тютчев писал, что Россия сплачивает вокруг себя "любовью" (в противоположность "железу и крови", которыми создает свой Германский Мир Бисмарк). Более определенно и четко строил свою теорию Данилевский - славянофил-геополитик. Он грезил о создании альтернативы романо-германской Европе - едином Славянском Мире вокруг России с тремя столицами : Петербург - Москва - Царьград (Константинополь). Отчасти эти "бессмысленные мечтания" толкнули Россию и в самоубийственную I Мировую...

    Но глобалистское знамя подхватили - и подняли на невиданную дотоле высоту - большевики. Формально их можно считать (как известно, и считали !) Великими Русофобами. Справедливо: все, что было священным в русской истории, они беспощадно отвергали и уничтожали. Но ценой демонстративного отречения от национального они строили свою Интернациональную, Глобалистскую Утопию. Это уж была не литература и не философствование - реальная и масштабная политика. Всемирная Паутина Коминтерна, где в Центре - Москва ! Вот он, мировой проект, невероятно возносящий, правда, не Россию, а ВКП (б) - КПСС, но де-факто все равно Государство, СССР. Утопия не просто масштабная, Над-державная, но и - что гораздо важнее! - утопия МАТЕРИАЛЬНАЯ. Перефразируя Маркса, Ленин мог бы сказать: "Славянофилы лишь различным образом МЕЧТАЛИ о Целом Мире, но дело заключается в том, чтобы ЗАВОЕВАТЬ его". Однако понемногу Проект, так грандиозно и блестяще начатый, стал ветшать. Символами этого стал и роспуск Коминтерна, и прекращение парадов в 1968 г. Военные парады прекратились, а демонстрация трудящихся осталась. Символически это можно было прочитать так, что "Церковь Воинствующая" с ее энергией мессианства и экспансии ушла, а веселые, "карнавальные" ритуалы остались. Причем любопытно, что как раз к тому же 1968 г. Сверхдержава СССР обрела такую военно-экономическую мощь, какой, конечно, близко не было в 1918 г.: появились страны-сателлиты, Восточный Блок...

    Все так. Но исходная Вера испарилась. А сильное тело без души имеет меньше драйва (и привлекательности, "идейной сексапильности"), чем сильная душа в слабом теле.

    Поделиться