В пресс-службе ФАС отметили, что сервис запущен из-за увеличения числа жалоб граждан на спам-звонки и смс, в том числе из-за рубежа с использованием подменных номеров. "На данный момент форма для подачи жалобы на спам-рекламу появилась на сайтах ФАС России и трех операторов связи - МТС, Tele2, МегаФон. В ближайшее время сервис заработает на сайтах других операторов", - пояснили в ведомстве.
В пресс-службе МТС отметили, что риск случайной блокировки обычных звонков практически исключен. "Современные средства программной аналитики позволяют с высокой точностью выявлять спам по ряду технических параметров и других данных. В любом случае абонент может всегда прослушать оставленное сообщение - он не пропустит нужную информацию, так как получит SMS о поступившем вызове", - пояснили "РГ" в компании.
Директор по предотвращению мошенничества и потерь доходов "Мегафона" Сергей Хренов заявил, что в мае компания заблокировала 40 млн нежелательных звонков и смс. "Система, работающая на основе больших данных, тщательно анализирует все жалобы и источники вызовов и блокирует только неблагонадежные номера", - пояснил топ-менеджер, комментируя возможность блокировки обычных звонков.
По оценкам Tele2, несанкционированный телемаркетинг занимает 60-70% от общего объема нежелательных вызовов. В компании также уверяют, что риск ошибочной блокировки сводится к нулю: подобные меры принимаются только после жалобы абонента. "Со стороны оператора обязательна сверка данного номера по параметрам, которые позволяют определить его как спам. Только в случае, если звонок действительно будет идентифицирован как несанкционированный, оператор заблокирует номер", - подчеркнули в компании.
Ранее глава ФАС Максим Шаскольский отмечал, что в борьбе с телефонным спамом и рекламой значительная роль должна отводиться именно сотовым операторам. По его словам, именно на их стороне формируются определенные алгоритмы и коды, которые позволяют ограничить возможность подобных звонков. "Мы можем находить и штрафовать нарушителей, но подобных компаний тысячи, и неправильно бегать за каждым", - заявил глава антимонопольного ведомства.
В 2021 году ФАС рассмотрела 17,6 тысячи заявлений о несоответствии рекламы требованиям законодательства. Наибольшее количество выявленных нарушений по-прежнему фиксировалось при распространении рекламы по сетям электросвязи - более 38% от общего числа нарушений.
По оценке председателя генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов, партнера BGP Litigation Ирины Акимовой, в 2021 году с телефонным спамом столкнулись около 90% россиян. Наибольший охват - 93% - в Центральном и Дальневосточном федеральных округах. Социологические опросы показывают, что те или иные способы борьбы со спамом, например, специальные приложения, использует каждый третий респондент.
"Сейчас невысокое количество жалоб связано в первую очередь с низким уровнем осведомленности абонентов с механизмом защиты своих прав и отсутствия у них понимания, каким образом они могут быстро и эффективно защитить свои права и законные интересы", - отметила эксперт.
По ее мнению, меры, предпринимаемые ФАС и операторами, помогут повысить правовую культуру абонентов. "Это позволит если не решить полностью проблему телефонного спама и распространения недобросовестной рекламы, то точно существенным образом сократить такие нарушения", - полагает Акимова.
Генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков согласен с тем, что проблема спам-рекламы в России нарастает с каждым годом. Так, в 2021 году объем подобных сообщений вырос на 70%. При этом эксперт обращает внимание, что реализация инициативы ФАС и операторов связи зависит в большей степени от самих пользователей.
"В соответствии с законом о связи оператор связи не может блокировать номер по одному сообщению. Для этого должен выбираться какой-то критический объем жалоб - чем больше будет обратной связи от абонентов в call-центр, тем быстрее будет блокироваться номер", - пояснил Кусков.
Директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков сомневается в достаточной эффективности мер, предпринятых ФАС и операторами. Эксперт напоминает, что на сайте ФАС и раньше была форма для подачи жалоб. "Это не самое лучшее и удобное решение. Гражданам надо дать не только возможность отправить жалобу, но сделать это в один-два клика прямо с телефона, а местами и сразу блокировать нежелательные звонки", - считает Зыков.
По его словам, сама по себе инициатива о борьбе со спам-рекламой полезна, однако в нынешней форме вряд ли сможет кардинально изменить ситуацию.