На национальных турмаршрутах предложили учитывать маломобильных граждан

Внутренний турпоток может вырасти как минимум на один миллион человек за счет маломобильных граждан. Но для этого туристические маршруты должны быть оснащены инфраструктурой для людей с инвалидностью, считают в Общероссийской ассоциации автомототуризма и караванинга. Такие требования общественники предлагают включить в критерии отбора национальных турмаршрутов.
iStock

Письмо с предложением внести изменения в постановление правительства о правилах определения национальных туристических маршрутов Ассоциация направила председателю комитета Госдумы по социальной политике Ярославу Нилову (копия документа есть у "РГ").

Документ, в частности, предполагается дополнить пунктом о том, что на национальном турмаршруте должен быть обеспечен беспрепятственный доступ к объектам туристической инфраструктуры, местам размещения и пунктам питания для лиц с ограниченными возможностями.

Постановление правительства о правилах определения национальных турмаршрутов вступит в силу с 1 июля 2022 года. Турмаршрут признается национальным экспертным советом. Предполагается, что на таком маршруте расположены притягательные для туристов памятники архитектуры, природы, обладающие ценностью, а также должна быть вся информация о маршруте, объектах показа, гостиницах, точках питания.

Отсутствие в действующей редакции правил критерия наличия инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья может привести к ущемлению их прав, отмечают в Ассоциации.

Этот критерий нужно обязательно учесть при создании национальных туристических маршрутов, говорит президент ассоциации Сергей Лобарев. "На создание туристической инфраструктуры на национальных маршрутах предполагается выделять гранты и субсидии. Государственная поддержка должна предоставляться с условием оснащения создаваемых объектов необходимыми средствами для маломобильных граждан", - поясняет он.

По законодательству объекты социальной инфраструктуры, если они оказывают услуги населению и так должны быть доступны и для людей с инвалидностью независимо от собственности, отмечает зампредседателя Всероссийского общества инвалидов Евгений Бухаров. Это же относится и к гостиницам, и к туристическим объектам. Но если муниципальные, региональные и федеральные объекты под надзором контролирующих органов стараются создать доступную среду, то с гостиницами сложнее. Крупные сетевые отели как правило имеют номерной фонд, доступный для людей с инвалидностью, но в небольших гостиницах мало кто отслеживает доступность номеров для инвалидов, поясняет Бухаров.

При этом, по данным ранее проводившихся исследований, около 40% маломобильных граждан, готовы путешествовать, считая это важной частью социальной реабилитации. Люди с инвалидностью активно пользуются автомобильным транспортом. Проходят даже автопробеги, рассказывает Бухаров. Для людей с инвалидностью также очень важна придорожная инфраструктура. Но если на новой трассе Москва - Санкт-Петербург есть несколько удобных стоянок, доступные для людей с инвалидностью туалеты, то на трассах такая инфраструктура есть далеко не везде, замечает он.