издается с 1879Купить журнал

По курсу Георгия Седова. Как проходит экспедиция "Родины" в Арктику

28 июня 2022
Научный работы на борту судна "Профессор Молчанов".

Илья Труфанов

Научный работы на борту судна "Профессор Молчанов".

На третий день похода начинаешь понимать, почему люди платят по миллиону рублей только за то, чтобы просто увидеть с корабля высокие широты. Озаренное незаходящим солнцем небо пробивается сейчас даже через облака: небо очень похоже на то, которое изображают иконописцы. Ночью оно сливается с морем - границу различить иногда просто невозможно. Когда проходили Канин нос, показалось, что на горизонте гора. Оказалось, не совсем - заведующий кафедрой метеорологии и климатологии Саратовского университета Максим Червяков объяснил, что это конвективные облака - в Арктике они очень четко "прочерчивают" контуры дальних, но вполне реальных берегов.

И еще постоянное ощущение, что за нами неотступно следует туман - то нагоняет, то отстает. Свежие спутниковые снимки, как рассказал Максим Червяков, демонстрируют над Новой Землей поле слоистых облаков, вызывающих туманы - в этом молоке мы и плывем.

А по правому борту вслед "Профессору Молчанову" высовывают голову тюлени: мы для них, как реалити-шоу (а они, а свою очередь, для нас). Вслед за ними начали "цирковое выступление" киты-полосатики. Наблюдали фонтаны воды с облаками пара, вслед за которыми темно-серые глыбы раздвигали морские волны. И в заключение, как взмах-прощание - гордо поднятый над водой хвост.

Мы движемся по следам судна Георгия Седова "Святой мученик Фока". Морским курсом и фарватером образовательной программы Арктического плавучего университета: вчера начальник отдела сохранения историко-культурного наследия национального парка "Русская Арктика" Евгений Ермолов посвятил первую половину дня самой знаменитой арктической эпопее ХХ века - истории покорения Седовым Северного полюса.

Тогда, в сентябре 1912 года, ударили морозы, начался шторм. По дороге к полюсу "Святой Фока" был вынужден перезимовать на Новой Земле около полуострова Панкратьева - это недалеко от поселка русских поселенцев Ольгинское, которое мои шенкурские родственники из Богословского монастыря основали в 1910 году.

Чтение "Родины" в кают-компании. Фото: Илья Труфанов

Интересно, что во время зимовки к Седову пришел староста поселка Усов - он попросил Георгия Яковлевича взять его в экспедицию матросом или погонщиком собак. Именно тогда Седов нуждался в опытных полярниках, потому что часть своей команды ему пришлось отправить на материк за помощью. "Но при всей очевидности пользы для экспедиции от человека, закаленного в полярных невзгодах, Седов вынужден был отказать: Усов - староста поселка, его энергией только и держится все не на месте поставленное становище", - вспоминал позже Николай Пинегин - писатель, художник, фотограф, киномеханник и биограф Седова.

Напомним, что 25 февраля 2022 года "Российская газета" и журнал об истории России "Родина" совместно с Морским музеем Архангельска открыли в Президентской библиотеке Петербурга выставку фотографий Николая Пинегина "По следам экспедиции Георгия Седова на Северный полюс".

Во время лекций Ермолов показывает нам новоземельские фотографии Пинегина - Седов с медведями и собаками, общий снимок команды, лаборатории, оборудованные на "Святом Фоке" во время новоземельского бытия, изрезанные берега архипелага и ледник. Когда готовили выставку, кажется, запомнила эти снимки наизусть. И все равно будто заново открываю: но теперь еще и через иллюминатор.

Тем более, что совпадение курса, по словам Евгения Ермолова, просто удивительное: первоначальный маршрут экспедиции в первые дни был откорректирован, поэтому мы, не заходя на остров Вайгач, движемся теперь след-в-след за "Святым мучеником Фокой" - вдоль западных берегов Новой Земли в сторону Земли Франца-Иосифа.

Кстати, один из членов экспедиции Седова после стоянки на Новой Земле, судя по дневникам, мечтал примерно так:

- Вернемся мы в Архангельск, выйду я на базарную площадь и скажу "Люди добрые, не ходите вы на Новую Землю, нет там ничего, кроме снега и льда".

Молебен на берегу Крестовой губы на Новой Земле. Начало ХХ века. Фото: Николай Пинегин

Студенты, услышав эти слова, задумались. Тем более, что многие члены экспедиционной команды в разной степени начинают страдать от качки. Я же мысленно благодарю своих предков, мореходов из Богословской волости Шенкурской округи: наверное, терпимость к качке передается по наследству. Прадед Арсентий не по одному разу ходил на Новую Землю за треской, а моя многочисленная родня Журавлевых и Долгобородовых полвека жила на архипелаге постоянно.

Только вот осваивать Арктику они начали не с Новой Земли, а, судя по документам, с Груманта (Шпицбергена). Эти данные нашел в архивах архангельский краевед, исследователь русских поселений в Арктике Анатолий Бутаков: "Василей Долгобородов. Богословская волость Шенкурской округи. Промышленник. В 1804 г. на судне "Св. Николай и Максим" на 72 дня ходил на Грумант. Имел 1/3 пая, 1 рубль "на обутку", 43 рубля - аванс". Не такие уж маленькие суммы, если учесть, что за 200 рублей можно было купить хорошую лошадь.

Разгар лета в северных широтах. Фото: Илья Труфанов

Тем временем члены экспедиции "обутку" уже приготовили: в первую очередь, утепленные резиновые сапоги, а также непромокаемые костюмы, потому что высадки на архипелаг будут проводиться на лодках. Но даже сейчас, пока до земли еще далеко, страдать от качки и уж тем более хандрить участникам похода некогда: начались практические исследования. Экологи плавучего университета берут пробы воды на микропластик, закидывая в море специально предназначенную сеть. А гидрологи уже проводят "забор проб батометром открытого типа": то есть, отправляют за борт на веревке ведро и заполняют пробирки его содержимым. Старый дедовский способ - самый доступный и надежный.

И, конечно, журналы "Родина" в кают-компании сейчас читает вся команда Арктического плавучего университета.

Небо. Море. Кит. Фото: Илья Труфанов