19.07.2022 21:15
    Поделиться

    Швыдкой: При всем видимом консерватизме Нижнего Новгорода он всегда тянулся к новому искусству

    В минувшую субботу Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, расположенный в здании "Арсенала" нижегородского Кремля, отмечал 25-летие. За это время он стал одним из важнейших художественных центров страны, где современное искусство вступает в увлекательный диалог со зрителями и слушателями разных возрастов и предпочтений. Он оказался той "точкой сборки", где соединились усилия самых разных людей, которые понимают необходимость сопряжения культуры и жизни, роль творчества во всех сферах человеческой деятельности.

    Приказ о создании нижегородского Государственного центра современного искусства был подписан министром культуры России Евгением Сидоровым 16 июля 1997 года, когда никто и представить себе не мог, что со временем он расположится в Кремле, который по традиции был резиденцией областных властных структур. Идея создания таких центров принадлежала энергичной команде министерства, где Управление изобразительных искусств возглавлял Леонид Бажанов. Он и Михаил Миндлин, руководитель Московского центра современного искусства, создали ряд подобных институций, которые были своего рода инкубаторами ярких творческих идей. И первой среди равных была Анна Гор, для которой руководство нижегородским центром стало важнейшей социокультурной миссией.

    При всем видимом консерватизме Нижнего Новгорода он всегда тянулся к новому искусству

    Она была одной из ключевых фигур многолетней программы "Культурная столица Поволжья", которую придумал нижегородец Сергей Кириенко, когда стал Полномочным представителем президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. В 2003 году он помог добиться передачи нижегородского Арсенала от Министерства обороны РФ Министерству культуры РФ специально для нижегородского Центра современного искусства. Именно тогда это историческое здание в ансамбле нижегородского Кремля, построенное по личному распоряжению Николая I в 1843 году, обрело кавычки в своем наименовании, - гарнизонный Арсенал стал художественным "Арсеналом". В 2011 году оно было открыто для публики, и "Арсенал" в его новой ипостаси стал важнейшим местом творческих инициатив города и региона. Его деятельность отразила живущую в любых исторических обстоятельствах потребность в современном художественном высказывании.

    При всем видимом консерватизме Нижнего, который ярче других живописал родившийся здесь классик отечественной литературы, город обладал скрытой от посторонних глаз потребностью в новом искусстве. "Закрытый" до 1991 года, он вбирал в себя не только отряды пролетариев, во многом рекрутируемых из недавних крестьян, но и лучших представителей научно-технической интеллигенции, ученых, конструкторов, инженеров, приезжающих сюда, в отличие от А. Д. Сахарова, по своей воле. Новаторы в науке и технологиях, они живо интересовались современной культурой. И хотя Горьковский обком КПСС отличался идеологической жесткостью, его работники не могли не откликаться на потребности значительной части жителей областной столицы. В 60-70-е годы прошлого века здесь был один из самых ярких в стране театров юного зрителя, которым руководил Борис Наравцевич (в нем начинал свою деятельность замечательный теоретик и практик театрального дела Анатолий Смелянский).

    Такие креативные центры, как "Арсенал", стимулируют создание в регионе творческой среды

    В Театре драмы, творческие основы которого в конце XIX - первой половине ХХ века заложил выдающийся антрепренер и режиссер Н.И. Собольщиков-Самарин, работали талантливые актеры и среди них - А.Н. Самарина, В.Я. Дворжецкий, В.В. Вихров. Репертуар фестивалей "Современная музыка", который начали проводить в 1962 году, во многом определял уникальный дирижер И.Б. Гусман. Он не боялся включать в концертные программы произведения композиторов, которые тогда невозможно было исполнять в Москве или Ленинграде, - А. Шнитке, С. Губайдулиной или Ю. Буцко. Линия приверженности современной музыке укрепилась после того, как в 1973 году О.Н. Томину назначили художественным руководителем Горьковской филармонии. Именно она в 1992 году инициировала Международный фестиваль им. А.Д. Сахарова. Тогда же в 1990-е нижегородские архитекторы показали высокий класс по развитию городской среды, с большим вкусом вписывая новые постройки в историко-культурный ландшафт...

    Вспоминаю обо всем этом не для того, чтобы умалить значение "Арсенала", - напротив, желая подчеркнуть его органическую необходимость для города и горожан, для общероссийской художественной жизни.

    Он обрел новое качество, став в 2020-м филиалом ГМИИ им. А.С. Пушкина, - со временем подлинное искусство теряет в актуальности и устремляется в вечность. Достаточно вспомнить импрессионистов, которых с такой щедростью демонстрируют сегодня российской публике в музеях на московской Волхонке и петербургской Дворцовой площади.

    И что не менее важно, такие креативные центры стимулируют создание творческой среды, которая в свою очередь рождает необходимые для региона социальные и художественные смыслы. Они становятся особенно востребованными в пору важнейших событий, которые имеют не только региональное, но и общероссийское, а то и международное значение. Проведение в Нижнем матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году, а затем 800-летие города и 200-летие Нижегородской ярмарки соединили усилия команды нового губернатора Глеба Никитина и представителей креативного сообщества. Без политической воли было бы трудно реализовать идеи архитектора Дарьи Шориной, волшебным образом преобразившие Стрелку и набережные Оки и Волги. Было бы невозможно проводить конкурс на звание "культурного района" города, которым занимается А. Гор. Всего не перечислишь...

    Правильные люди оказались в правильном месте в правильное время.

    Поделиться