24.07.2022 19:04
    Поделиться

    Вадим Дуда: В этом году ждем 30 миллионов посетителей

    Одной из главных книжных хранилищ страны - Российская государственная библиотека, которой уже 160 лет и в которой хранится более 48 миллионов документов, молодеет и обновляется на глазах. Но вот вопрос: а как сегодня, в условиях "отмены русской культуры", "Ленинка" строит отношения с международным библиотечным сообществом? Для чего библиотека объединяется с Книжной палатой? Как создать электронную библиографию литератур малых народов? За какими сервисами будущее - и кто сегодня ходит в библиотеку "пальцами"? Об этом мы поговорили с директором РГБ Вадимом Дудой.
    Вадим Дуда: 200 миллионов документов РГБ и Книжной палаты - это гигантский фонд, крупнейшая библиотека в мире.
    Вадим Дуда: 200 миллионов документов РГБ и Книжной палаты - это гигантский фонд, крупнейшая библиотека в мире. / Сергей Куксин

    Вадим Валерьевич, как у российских библиотек сегодня складываются отношения с коллегами из других стран, если там "отменяют" русскую культуру, Достоевского с Чайковским, да и не только их?

    Вадим Дуда: В начале марта некоторые зарубежные библиотечные ассоциации в самом деле требовали отстранить Россию от участия в ИФЛА (Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений). Но правление ИФЛА буквально сразу приняло резолюцию: ни один библиотекарь и ни одна библиотека не могут быть исключены по национальному признаку, мы занимаемся сохранением истории, национальной идентичности и должны быть нейтральны к политическому фону, а оценки - дело будущих поколений…

    На весенних онлайн-встречах в "зуме" были попытки провокаций, но мы с коллегами нашли компромисс: чтобы избежать излишнего эмоционального накала, я попросил об отпуске, оставшись активным членом европейского отдела ИФЛА и по-прежнему получая все информационные материалы. Считаю, что наши профессиональные партнеры занимают взвешенную позицию. У РГБ много договоров о совместной деятельности с разными странами - мы получили лишь несколько уведомлений о расторжении сотрудничества.

    А есть страны, с которыми вы стали сотрудничать больше?

    Вадим Дуда: Очень активно развивается партнерство по линии СНГ. Я был избран президентом библиотечной ассамблеи Евразии, куда входят крупнейшие библиотеки нашей страны и близких нам стран. Конечно, политика влияет на приоритеты, но никакой "отмены литературы" мы не чувствуем.

    Можете сказать: а кто ходит в "Ленинку", кто основной посетитель главной библиотеки страны сегодня?

    Вадим Дуда: Библиотека открыта для всех, но точно можно сказать, что за 10 лет аудитория помолодела. И это радует. Нам необходимо вернуть моду на вдумчивую работу с первоисточниками. Интернет приучил многих забивать запрос в поисковик и получать лист выдачи, не разбираясь: что в этом листе, кто на первых позициях, что достоверно, что не очень.

    Информации действительно сейчас с избытком, и разобраться, где правда, где фейк, стало ужасно сложно. Но что библиотеки могут с этим поделать?

    Вадим Дуда: Мне не дает покоя мысль: лет через 10, оценивая нынешние события, на чем будут основываться исследователи? Каким окажется документальный срез нашей эпохи? Берешь подшивку газет за 1945 год - там все четко, время не может уже изменить ни буквы, ни запятой. Это не истина в последней инстанции, но достоверное полотно эпохи. Сегодня 90 процентов информации - это интернет. Все сохранить невозможно, кто-то должен отфильтровывать. Но если речь об электронном архиве, кто даст гарантию, что в материалах не появятся изменения? Нам необходима серьезная государственная политика по сбору информации в цифровой среде, которая имеет отношение к национальной истории, национальной идентичности. Это вопрос и национальной безопасности. В лавине информации, которая на нас обрушивается, не так много материалов, всерьез влияющих на общество и требующих фиксации. Их нужно распечатывать и хранить, чтобы иметь возможность со временем точно установить дату публикации и предотвратить возможность любых изменений.

    К 160-летию РГБ запустила коллекцию платков, футболок, лонгсливов и шоперов, в оформлении дизайнеры использовали архивные работы XVII-XIX веков. Фото: Предоставлено пресс-службой РГБ

    Читателей в библиотеках за последние годы стало меньше или все как раз наоборот?

    Вадим Дуда: Мы постепенно возвращаемся к допандемийным показателям. Нужно понимать, что в РГБ ходят и ногами, и "пальцами". Ногами - около одного миллиона читателей в год. А вот динамика "пальцами" впечатляет: в 2020 году было около 10 миллионов посещений, а в этом году будет около 30 миллионов… Если говорить о "модельных библиотеках" страны, которые курирует РГБ, там тоже феноменальный рост посещаемости. Появился даже термин: "счастливая усталость" - это когда библиотека не может закрыться вовремя, потому что людям уходить не хочется. И это тоже - признаки ренессанса.

    А как же два года пандемии - неужели никак не сказались?

    Вадим Дуда: Для нас скорее карантин стал временем новых возможностей. Запустили революционные для библиотеки сервисы. Обычно читатель заказывал книгу в электронном каталоге, чтобы работать с ней в читальном зале, - в пандемию мы сканировали фрагмент книги, разрешенной законодательством, и читатель получал доступ к нему в личном кабинете. Удаленный библиотечный сервис оказался перспективной моделью. Думаете, 48 миллионов документов, которые хранятся в фондах РГБ, давно уже есть в Сети? Это далеко не так. Чтобы оцифровать весь наш фонд, нужно несколько тысяч лет.

    Но что-то все-таки оцифровать уже успели?

    Вадим Дуда: Буквально один-два процента. За всю 160-летнюю историю библиотеки лишь около 15 процентов фонда было когда-либо востребовано читателями. Такая избыточность - свойство всех национальных библиотек и крупных музеев.

    А долго ждать, пока документ подготовят в электронном виде на заказ?

    Вадим Дуда: Во времена пандемии мы делали 700-800 заказов в день, что достаточно много. Читатель получал их в тот же день, максимум - на следующий. Но пока это все же сервис будущего. Читатель должен иметь возможность получить доступ к фонду "Ленинки" удаленно, но есть еще и множество технологических и нормативных сложностей. Нужно внимание к законодательной базе: библиотеки не должны забывать про интеллектуальные права автора, издателя, иллюстратора, переводчика.

    Часто говорят о том, как важно сохранять языки малых народов России. Вы сказали конкретнее: нужно создать максимально полную электронную библиографию литературы разных народов и национальностей. Уже занимаетесь этим?

    Вадим Дуда: На недавнем питерском экономическом форуме была панель о сохранении языка малых народов. Одним из участников был глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев. Родилась идея национальной библиографии всего, что имеет отношение к книгоизданию, документам, территориям, обычаям, культуре. Научных обсуждений много - но, думаю, важнее заняться, наконец, сохранением наследия практически. Якутия готова быть пилотным регионом. Это абсолютно новая история, но мы очень быстро приступим к ее воплощению. Необязательно перевозить все в Национальную библиотеку Якутии, это может быть электронный каталог. Якуты, живущие вне Якутии, как и все другие народы нашей страны, должны иметь доступ к своему книжному и документальному наследию.

    РГБ передали функции по доставке обязательных экземпляров бумажных, электронных, аудиовизуальных изданий, которыми раньше занималась Книжная палата. Речь не идет о вхождении всей Книжной палаты в структуру РГБ?

    Вадим Дуда: Как раз об этом речь. Организация полностью войдет в состав РГБ, при этом мы должны сохранить красивый бренд "Российская книжная палата". Важно поделить ее функции на две категории: те, что не пересекаются сейчас с РГБ, и те, что многие годы мы делали параллельно. Многие функции будут сохранены без изменений. Что поменяем? Хранение в Можайске должно соответствовать нашим стандартам. Примерно 200 миллионов документов РГБ и Книжной палаты - это гигантский фонд, крупнейшая библиотека в мире. И это большой вызов для нашей команды, которая будет этим управлять.

    Какие из совместных задач для РГБ и Книжной палаты - первостепенные?

    Вадим Дуда: Создание национального библиографического ресурса. Книжная палата получает обязательные экземпляры с 1920 года, а "Ленинка", то есть ее предтеча, Румянцевский музей, с 1862-го. Самая старая библиотека, получающая обязательные экземпляры, - Библиотека академии наук в Петербурге. Все вместе - РГБ, Российская национальная библиотека, Библиотека академии наук, Книжная палата - должны создать максимально полный реестр всего, что когда-либо было издано в нашей стране.

    Книгохранилище РГБ было рассчитано на 10 миллионов книг, а сегодня там 26 миллионов. Книгохранилище в Можайске решит проблему?

    Вадим Дуда: Наш план по достойному хранению наследия фондов "Ленинки" состоит из двух пунктов. В средней перспективе - это Можайск, где два корпуса - финский и советский. Советский требует серьезной модернизации, благодаря чему за два-три года мы разгрузим наше основное книгохранилище на 5-7 миллионов единиц. Дело не только в перегрузке - новые поступления зачастую размещаются в несколько рядов, и это затрудняет работу. А в долгосрочной перспективе на 2030 год - строительство нового здания.

    В библиотеки приходит работать и молодежь. Немаловажный для нее вопрос: какая средняя зарплата сегодня в РГБ?

    Вадим Дуда: В 2017 году средняя цифра была около 49 тысяч. А по итогам 2021 года - 72 тысячи рублей. Зарплата заметно повысилась, но она недостаточна: есть зарабатывающие меньше, и это нужно менять. Работаем над этим.

    При вас в РГБ стали проходить вызвавшие неоднозначную реакцию события: то показ мод, то концерт рэперов. Чего еще ждать от РГБ?

    Вадим Дуда: Библиотека имеет право экспериментировать, не забывая о традициях. Я убежден: библиотека - не сакральное место. Сейчас у нас в планах нет слишком вызывающих мероприятий. Мы осознали, что нам интересно общаться с читателями и без этого. Но яркая повестка нужна. Надо думать, как взбодрить наши библиотечные будни.

    КСТАТИ

    К 160-летию Российская государственная библиотека совместно с одной из марок одежды и аксессуаров создали коллекцию платков, футболок, лонгсливов и шоперов. Дизайнеры использовали архивные работы XVII-XIX вековЭтьен Денисcа, Марии Сибиллы Мериан, Иоганна Симона фон Кернера и Константина Фрейхерра фон Эттингсхаузена из фонда библиотеки. Всю эту красоту теперьможно найти в магазине читальни.

    Поделиться