15.08.2022 12:41
    Поделиться

    МВД поддержало идею маркировать лекарства, опасные для водителя

    МВД поддержало идею маркировать лекарства, которые не совместимы с управлением автомобилем, специальным знаком. Эксперты считают, что ничего плохого от этого не будет, но это только полумеры, которые не решают глобальной проблемы, - лишения прав водителей, принявших в медицинских целях тот или иной препарат.
    Для выявления пьяных от алкоголя установлены его максимально возможные концентрации. Для наркотиков - нет.
    Для выявления пьяных от алкоголя установлены его максимально возможные концентрации. Для наркотиков - нет. / Владимир Смирнов/ ТАСС

    "Введение специальной маркировки на упаковках соответствующих лекарственных препаратов и создание перечня медикаментов, влияющих на способность управлять транспортными средствами, МВД России концептуально поддерживает", - сообщили в МВД в ответ на запрос ТАСС.

    В ведомстве пояснили, что в настоящее время вопрос информированности водителей о содержании в лекарственных препаратах алкоголя, наркотических и токсических средств, а также других веществ, вызывающих состояние опьянения, остается актуальным. Законодательство в сфере дорожного движения запрещает водителю управлять автомобилем в состоянии любого вида опьянения, независимо от причины, вызвавшей такое опьянение, которое, в частности, может явиться следствием употребления разрешенных к применению лекарственных препаратов.

    Проблема в том, что во многих лекарственных препаратах в минимальных дозах содержатся те или иные наркотические или психотропные вещества. Но эти лекарства общеупотребимые в тех или иных случаях и даже продаются в аптеках без рецептов. А ограничения по их применению при управлении автомобилем прописаны мелким шрифтом только в инструкции, которую редко кто читает. Впрочем, и в инструкции нет прямых запретов. Там говорится об осторожности при управлении транспортным средством после применения лекарства. Поэтому многие водители в случае чего принимают такие лекарства, даже не задумываясь о последствиях.

    И именно поэтому глава столичной Госавтоинспекции Александр Быков предложил минздраву создать реестр медицинских препаратов, при употреблении которых за руль садиться противопоказано. А также высказал пожелание, чтобы эти препараты были помечены соответствующим значком, например перечеркнутый автомобиль в красном кружке.

    Эксперты считают, что от такой маркировки никому хуже не будет, но это всего лишь полумеры. Необходимо пересмотреть всю систему определения трезвости водителей в случае употребления ими каких-либо лекарственных средств.

    По словам шеф-редактора радио "Автодор" Игоря Моржаретто, непонятно, на основании чего будет создаваться реестр запрещенных для вождения лекарств. Только на основании наличия в них наркотических или психотропных средств? Но в большинстве современных лекарств такие вещества могут находится в минимальных количествах, которые не вызывают никакого опьянения.

    - Я не очень понимаю нынешнюю систему признания тех или иных лекарств опасными, - говорит Игорь Моржаретто. - Ее надо пересмотреть и сделать открытой и понятной простым гражданам. Маркировка лекарств таких лекарств не будет лишней, если не приведет к их серьезному удорожанию. Но это вопрос к фармацевтам.

    В то же время, как считает эксперт, нынешняя система определения нетрезвости водителя нуждается в пересмотре. Так, например, для алкоголя установлена предельная норма его содержания в выдохе или крови. Это 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха или 0.3 промилле в крови. Это позволяет даже принять лекарства в медицинских дозах на спиртовой основе.

    А с наркотическими и психотропными препаратами все сложнее. Водителя по нынешним нормам признают пьяным, если его направили на медосвидетельствование спустя три дня после употребления корвалола. Препарат уже никакого влияния на организм не оказывает, но в крови, а также в моче остаются барбитураты, входящие в состав этого лекарственного средства. Только то, что они там есть, - достаточное основание признать водителя в состоянии наркотического опьянения.

    - Необходимо установить предельное количество тех или иных веществ в крови, в моче, чтобы не наказывать добропорядочных водителей, которые приняли лекарство дабы не совершить на дороге смертельное ДТП, - считает Игорь Моржаретто. - Пусть водитель принял корвалол. Но ему во время движения не станет плохо с сердцем и он не выедет на встречную полосу, или на тротуар и не врежется в толпу людей на остановке общественного транспорта. В корвалоле содержится минимум запрещенных веществ, при приеме этого лекарства в медицинских целях опьянения не возникает, однако шанс лишиться прав очень высок. Или водитель принял жаропонижающее, чтобы доехать до дома или места стоянки машины, например, "Фервекс" или "Колдрекс". Просто для того, чтобы не потерять сознание за рулем и вообще нормально воспринимать, что происходит на дороге.

    Хотя тут есть еще один нюанс. Правила четко запрещают садиться за руль в болезненном состоянии. Любом болезненном состоянии.

    Другой эксперт адвокат Сергей Радько также считает, что систему определения нетрезвости водителя надо кардинально пересмотреть. Но считает практически невозможным установить законодательно максимальные количественные значения для тех или иных препаратов.

    - Есть масса лекарств, при обнаружении которых поставят опьянение. Антидепрессанты - почти все, - говорит адвокат. - Есть безрецептурные препараты, всякие антигриппины. Конечно, их надо маркировать, чтобы предупредить водителя. Но это не решит всех проблем. Надо совершенствовать диагностику опьянения. Наличие того или иного вещества в различных средах организма - не показатель того, что водитель в состоянии опьянения. Уже есть научные разработки о том, какой уровень содержания тех или иных веществ вызывает опьянение. Но проблема в том, что некоторых веществ для опьянения нужно совсем немного. Концентрация некоторых из них может достигать тысячных граммов на литр. То есть, сейчас определение наличия их в организме идет на уровне возможности вообще их определения. О количестве и говорить не приходится. Необходимо не столько установить, есть ли в организме те или иные вещества, сколько определить адекватность поведения человека при их наличии. То есть установить, действительно ли он в состоянии опьянения или нет.

    Как отметил Сергей Радько, установленные требования в Административном кодексе гораздо понятнее и мягче, чем в Уголовном. Для Уголовного кодекса понятие опьянения еще шире - там прописаны аналоги. Нашли в крови или в моче человека какое-то неизвестное вещество, сходное с одним из известных, можно заявлять, что он совершил преступление в состоянии опьянения.

    Кстати, преступлением у нас считается причинение тяжкого вреда здоровью в ДТП, повторное управление в нетрезвом виде, повторный выезд на встречную полосу или превышение скорости более чем на 60 км/ч, будучи лишенным прав. А также совершение в третий раз любого нарушения, за которое грозит лишение прав, если водитель этих прав был лишен.

    Короткий перечень лекарств, которые не рекомендуется принимать за рулем

    ТераФлю, ТераФлю Экстра - не рекомендуется;

    Колдакт Флю Плюс - следует воздерживаться;

    Фервекс - рекомендуется воздержаться;

    Антигриппин-АНВИ - следует воздерживаться;

    Ринза - необходимо воздерживаться (вызывает сонливость);

    Ибуклин - следует воздерживаться (парацетамол, ибупрофен);

    АнвиМакс - необходимо соблюдать осторожность;

    Колдрекс - при появлении головокружения не рекомендуется управлять.

    Кстати

    За 6 месяцев 2022 года в Российской Федерации зарегистрирована 71 авария с участием водителей, которые находились за рулем под действием лекарственных препаратов, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-центре МВД России. Это меньше на 35,5%, чем за январь-июнь 2021 года. В них погибли 18 человек, что на 10% меньше, чем за шесть месяцев прошлого года. Ранения получили 97 человек. Снижение составило 44,9%.

    Однако установить, какие препараты и в каких количествах употребляли эти водители, не представляется возможным.

    Поделиться