23.08.2022 14:28
    Поделиться

    IT-компания из СКФО заинтересовала Илона Маска

    В Северной Осетии все киоски самообслуживания в МФЦ республики работают на отечественном программном обеспечении, разработанном группой программистов из Краснодарского края. А в Ставропольском крае это ПО используют более чем в 50 платежных терминалах магазинов и банков.
    Алексей Игнатьев смог заинтересовать Илона Маска своей разработкой во время форума IT-специалистов в Краснодаре.
    Алексей Игнатьев смог заинтересовать Илона Маска своей разработкой во время форума IT-специалистов в Краснодаре. / Валерий Матыцин/ТАСС

    Интересно, что кубанские айтишники сумели не только успешно освоить российский рынок, но и заявить о себе на международной арене. Известная транснациональная корпорация Tesla планировала поставить на свои электромобили их операционную систему, и это не шутка.

    Корреспондент "РГ" нашел ту компанию, которая заинтересовала Tesla своими разработками, и поговорил с ее директором Алексеем Игнатьевым о проблемах российской IT-отрасли. Для интервью в редакцию "РГ" он сначала хотел приехать на велосипеде. Но пошел дождь, поэтому Игнатьев пересел на электромобиль Tesla, который стоит в России порядка 13 миллионов рублей.

    Алексей в студенческие годы стал хакером, в 1990-е взламывал сайты российских предприятий, но не ради финансовой выгоды, а просто из интереса. Однажды, находясь в Краснодаре, он удаленно подключился к принтерам одной из компаний в кубанском городе Усть-Лабинск и отправил на печатные устройства сообщения от инопланетян с предложением установить контакт между цивилизациями. Сотрудники поверили и были в шоке.

    Поступив в 2000 году в Адыгейский Государственный университет, Алексей первым делом взломал локальную сеть вуза и начал бесплатно раздавать интернет всем желающим. Ректор оценил таланты молодого хакера и вместо того, чтобы отчислить его, назначил начальником вычислительного центра университета. Отсюда и началась карьера Алексея. Позже он основал IT-компанию, продукция которой заинтересовала Tesla.

    - Софт, разработанный мной и специалистами моей компании, сейчас используют в России несколько тысяч предприятий, - рассказывает Игнатьев. - Когда люди подходят к платежным терминалам, постаматам, киоскам самообслуживания в МФЦ, они зачастую используют наши программы, только не знают этого.

    Алексей перечислил, в каких российских регионах стоит его программное обеспечение. В Северной Осетии его используют в МФЦ и республиканском подразделении Росреестра. В Ростове-на-Дону ПО помогает миграционным центрам - автоматизирует выдачу патентов на работу, позволяет оплачивать медицинские услуги с помощью QR-кода и многое другое. В банках, магазинах и многофункциональных центрах ЮФО установлено в общей сложности порядка шести тысяч платежных терминалов, работающих на софте кубанских программистов. В Ставропольском крае таких терминалов меньше - около 50. Примерно столько же в Калининграде и на Камчатке.

    Когда люди подходят к платежным терминалам, постаматам, киоскам самообслуживания в МФЦ, они зачастую используют отечественные программы, но не знают об этом

    Также в Москве несколько десятков постаматов и 10 дрон-боксов (гибрид вендингового аппарата, продающего снеки или кофе, и постамата) функционируют на операционке Игнатьева. В офисах компании Coral Travel установлено отечественное оборудование, позволяющее выбирать и оплачивать туры. А в Туркменистане все банки для платежных систем используют ПО айтишников с юга России.

    По словам Алексея Игнатьева, знакомство с Илоном Маском произошло на форуме IT-специалистов в Краснодаре, в котором известный изобретатель и миллиардер принял участие с помощью видеосвязи. Те, кто был на том мероприятии, помнят, как кубанский программист предложил Илону Маску свое программное обеспечение для электромобилей Tesla. Но немногие знают, что было дальше. Спустя несколько дней дирекция Tesla ответила Алексею Игнатьеву: американцы ознакомились с ПО и оно им действительно подходит. Завязалась переписка.

    РоссийТо есть топовые электрокары Tesla, занимающие сейчас 15 процентов мирового рынка в своем сегменте, могли бы работать на российском ПО. Но не сложилось. И причина не в том, что разработка не подходила, а в том, что предложение поступило слишком поздно - к тому времени Tesla уже установила на свои автомобили Linux, и отказаться от этой операционной системы даже в пользу лучшего продукта означало заново пройти весь сложный путь внедрения софта в электромобили.

    Кстати, руководство Tesla не стало разрывать отношений с кубанскими программистами - некоторых из них пригласили на работу за рубеж, а созданное ими ПО по-прежнему планируется использовать в качестве дополнительного в сети электрозаправок корпорации.

    В беседе с предпринимателем мы обсудили еще одну важную тему: почему российские частные предприятия активно внедряют отечественный софт, а вот госкомпании не обращают на него внимания, предпочитая зарубежные аналоги, при том что все говорят о важности IT-сферы для России.

    - За последние 16 лет мы пообщались почти со всеми крупными государственными компаниями стра-ны, - рассказывает Алексей Игнатьев. - И ни с одной не сложилось сотрудничества, что нас шокирует. "Почте России" мы предлагали софт для универсальных киосков, которые обслуживали бы посетителей - принимали и отправляли письма и посылки автоматически, без участия человека. Это позволило бы избежать очередей и ускорить работу. Но там отказались, хотя коммерческая структура взяла этот софт для своих электронных постаматов. Таких примеров могу привести много.

    Правительство России сейчас делает многое для развития IT-сферы. Подписано несколько постановлений о льготном кредитовании и предоставлении айтишникам ипотеки на беспрецедентно выгодных условиях. Отечественные разработчики ПО надеются, что в изменившейся ситуации крупнейшие компании страны обратят внимание на их продукцию. .

    Комментарий

    Александр Домахин, директор компании Quartex group:

    - Серьезное программное обеспечение российских разработчиков, как правило, выполнено на очень высоком техническом уровне. В России вообще довольно хорошо обстоят дела как с теоретической базой, так и с практической составляющей. Другое дело, что теоретическая база поддерживается на актуальном уровне только в топовых вузах страны.

    Проблема отечественного софта, как и многих отличных продуктов, созданных в России, скорее в неправильном маркетинге, позиционировании и продвижении на глобальный рынок. Каким бы классным и востребованным на рынке ни был программный продукт, он не способен стать коммерчески успешным без глобального маркетинга и свободного доступа к нему широкого круга пользователей, в том числе иностранных. Спрос на российский софт ограничивается исключительно внутренним рынком. Полагаю, в ближайшие годы отечественным производителям придется либо менять юрисдикцию для работы с пользователями по всему миру, либо ориентироваться на очень специфический рынок Азии и дружественных стран.

    Поделиться