01.09.2022 13:27
    Поделиться

    Что показал 44-й ММКФ: фильмы и факты

    2 сентября 44-й Московский Международный кинофестиваль подводит итоги. Будут вручены призы в 4-х конкурсных программах - основной конкурс, документального и короткометражного кино и новый - "Русские премьеры". Также вручит свои награды профессиональное сообщество и партнеры. Все это станет известно вечером.

    Торжественная Церемония закрытия киносмотра пройдет в Театре "Россия". В 2 часа ночи телевизионная трансляция появится на канале "Россия 1". Фильмом закрытия фестиваля станет лента "Решение уйти" (режиссер Пак Чхан-ук), премьера которой состоялась в этом году на Каннском кинофестивале. Фильм получил там Приз в номинации "Лучший режиссер" и представлен Южной Кореей на соискание премии "Оскар". В российский прокат фильм "Решение уйти" выйдет меньше чем через месяц - 29 сентября.

    По иронии судьбы, Московский кинофестиваль - хотя его из-за санкций в этом году и лишили аккредитации Международной продюсерской организации FIAPF - пусть и заканчивается картиной с таким названием, уходить никуда не собирается. Более того, на закрытии фестиваля Никита Михалков, президент ММКФ, скорее всего, приведет неплохую статистику по посещаемости.

    Чем запомнится фестиваль в этом году? Сменой команды отборщиков, полным отсутствием светской жизни - не было ни "Белой вечеринки", ни поездок на пароходиках по Москва-реке, ни икры с шампанским, ни модных показов "Русского силуэта". Даже банкеты на открытии-закрытии не замечены. И бриллианты от партнеров Mercury, на фоне которых многие любят фотографироваться, не были выставлены в фойе. И правильно - не до этого сейчас. Правда, молодые артисты-дебютанты остались без наград (их чествовали на двух светских церемониях в течение фестиваля). Ну ничего, наградят потом - яркие дебютанты были, незамеченными не останутся. ... Разве что какая съемочная группа сдвинет в ресторанчике рядом с локациями фестиваля бокалы за успех того или иного фильма. Вот и вся "светская жизнь".

    44-й ММКФ порадовал итогами бизнес-площадки, которую, без сомнения, нужно расширять и делать международной (сейчас же она работала всего два дня). Ее организаторами стали Фонд поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России (ФПРК) и Дирекция кинофестиваля. В работе бизнес-площадки приняли участие более 50 ведущих экспертов киноотрасли, более 100 представителей индустрии из 30 регионов России и около одной тысячи зрителей (оффлайн). Более двух тысяч человек в разных регионах смотрело онлайн-трансляции.

    Фестиваль в этом году запомнится не только фильмами, но и полным отсутствием светской жизни

    Ключевым событием бизнес-площадки стал Московский питчинг дебютантов, проводимый с 2013 года по инициативе Молодежного центра Союза кинематографистов России. На нем между молодыми кинематографистами были распределены шесть миллионов рублей. Всего на питчинг было прислано 620 заявок из 62 городов 58 регионов России. Отборочная комиссия выбрала 30 проектов в шести номинациях: "Полнометражное игровое кино", "Короткометражное игровое кино", "Документальное кино", "Игровые сериалы до 24 минут", "Игровые сериалы свыше 24 минут" и "Work-in-progress". В каждой был один победитель, которому вручили миллион.

    Кроме того, о фестивале 2022 можно говорить, что хотя он, вопреки обстоятельствам, и получился международным - как и было задумано, - на нем в любом случае победило российское кино. По статистике на ММКФ было 35 картин, сделанных с участием России. Работали и традиционные "Программы российского кино". Их проводили в Доме кино, и, кстати, перед началом ММКФ Никита Михалков громко заявил о том, что получено "добро" и Дом кино начинают ремонтировать, чтобы сделать историческое здание соответствующим современным требованиям. Эту новость долго ждали.

    И спектр российских фильмов и сериалов в этом году на фестивале был как никогда широк. Был выбор, залы не пустовали. В "РГ", в том числе и на сайте, можно было прочитать о таких российских картинах, как "Огород" Ларисы Садиловой (нашему обозревателю рассказали, что и эту картину высоко оценили отборщики Каннского кинофестиваля, но - увы - в программу взять не могли. А предыдущая работа Садиловой фильм "Однажды в Трубчевске" триумфально был показана в Каннах), "Французский мастер" Юсупа Разыкова, "Сердце пармы" Антона Мегердичева, "Верблюжья дуга" Виталия Суслина, "История неполучившегося фильма" Никиты Михалкова, "Петрополис" Валерия Фокина. Добавим еще несколько слов о российских картинах, которые успела посмотреть автор этих строк.

    Фото: kinopoisk.ru

    Фильм "Кэт" Бориса Акопова

    Режиссер доказал, что к нему можно относиться, как к автору "поколенческого кино". Таким был его первый фильм "Бык" - лауреат "Кинотавра" и Карловых Вар. Такая и эта картина, которую можно назвать "Интердевочкой" для нового поколения. Больше всего ее хочется посмотреть в компании Петра Ефимовича Тодоровского (что - увы - уже невозможно) и Елены Яковлевой и обсудить с ними, как изменилась "Интердевочка", что с ней произошло? Лента открыла зрителям яркую дебютантку Анастасию Кувшинову. В прокат выйдет 15 сентября. Любопытно, что еще одна работа Акопова с Кувшиновой в главной роли - новелла "Светик" - вошла в кинематографический альманах "Между строк". Во главе сюжета - история любви между восходящей звездой и простым осветителем на съемочной площадке.

    Фото: Предоставлено "Ракета Релизинг"

    Фильм "Жанна" Константина Статского

    Спектакль "Жанна" по пьесе Ярославы Пулинович шел в Театре Наций с февраля 2014 года по декабрь 2021-го в постановке Ильи Ротенберга. Главную мужскую роль играл Александр Новин, который стал и продюсером фильма, и также сыграл в нем роль. В главной женской роли Ксения Раппопорт. Она играет одинокую волчицу, жестокую бизнес-леди, характер которой "закалился" в 90-е настолько, что она перестает различать человеческое в людях, а в самой себе и подавно. "Жертва нелюбви", - так ее можно назвать, теряет молодого любовника (в этой роли Новин): тот уходит к юной девушке, которая ждет от него ребенка. "Санкции" со стороны Жанны не заставляют себя ждать. Фильм напоминает граненый стакан - одна грань - театр, другая - кино, третья - сериал (на счету Константина Статского такие сериалы, как "Мажор", "Ваша честь", "Мост", "Троцкий" и другие). Но смотрится с большим интересом. В одном из эпизодов старого друга и бизнес-партнера Жанны играет Евгений Миронов, который преобразился до неузнаваемости (в зале на премьере даже те, кто работает с Евгением Витальевичем, его поначалу не узнали. Зато, когда поняли, кто перед ними, шквал аплодисментов не заставил себя ждать. Теперь даже интересно - удержится ли жюри конкурса "Русские премьеры" (а именно в нем показали "Жанну) под руководством Сергея Урсуляка от соблазна дать картине приз из-за того, что в ней играет председатель большого жюри - основного конкурса фестиваля? Но оговоримся: если "Жанна" и получит награду, то есть за что, хотя конкуренция в конкурсе сильная. С прокатом "Жанны" пока ситуация неясная, но точно можно сказать только то, что лента выйдет на IVI (онлайн-кинотеатр - сопродюсер и партнер фильма).

    Фильм "Рок-баритон" Бертрана Нормана

    В 2006 году Бертран Норман снял документальную ленту "Балерина" - о пяти русских балеринах из Мариинского театра. Сейчас он "продолжил тему": сделал двухчасовую картину о солисте Мариинки Евгении Никитине, который также и один из самых сильных исполнителей Вагнеровских опер в мире, и … рок-музыкант (ударные инструменты). Диапазон интересов и талантов Никитина - богатыря родом из Мурманска - так же широк, как и диапазон его голоса. Наблюдать за его жизнью и творчеством (а ленту снимали в течение почти десяти лет в России, Европе и Америке) - получать заряд энергии, пусть даже и через экран. Кажется, что такой, как Никитин, просто не знает чувства усталости. Играет ли он на барабанах, идет ли на рыбалку, исполняет ли "Бориса Годунова", "Летучего голландца" или "Парсифаля".

    В биографии певца был момент, когда его из-за юношеской татуировки не пустили выступать на оперном фестивале в Байроте, созданном Рихардом Вагнером, хотя это было его мечтой, а имя уже было заявлено на афише. Никитин откровенно рассказывает, как справлялся с депрессией, вызванной этим мировым скандалом (новость была во всех СМИ). Из этого понятно, что он и трудности преодолевает с богатырской силой, чему удивляется в своей работе французский режиссер, очень тонко подмечая силу русского характера.

    Лента в прокате с 20 сентября.

    Компетентно

    Иван Кудрявцев, глава отборочной комиссии ММКФ, ответил "РГ" на вопрос, что показал кинофестиваль в 2022 году:

    - Этот фестиваль показал, что движение на прорыв "блокады" - встречное, что к нам прорываются "с той стороны". Это те, для кого диалог, пускай трудный, лучше молчания. Они создают кино без оглядки на систему, пытающуюся, как ей самой кажется, "отключать" целые рынки. Очагов такого кино в мире - целые россыпи. И то, что в ММКФ видят для него площадку, видят форум для диалога - это "лучшая хорошая новость" 44-го фестиваля.

    Поделиться