10.09.2022 18:00
    Поделиться

    "Это грустно проживать безоблачную жизнь". Владимир Стеклов рассказал "РГ" о новой спортивной драме "Начни сначала"

    Сто тридцать лет назад в России состоялся первый матч по регби - и к этой дате в прокат вышел первый полнометражный фильм об этом виде спорта, который называют "джентльменской игрой для настоящих хулиганов". Но "Начни сначала" - это больше, чем спортивная драма. Прежде всего картина Ирины Гобозашвили - об отношениях родителей и детей и о том, что всегда можно начать сначала. Накануне премьеры "РГ" встретилась с Владимиром Стекловым, сыгравшим отца бывшего тренера сборной России по регби…
    Фото "Арнамедиа"

    Владимир Александрович, хотя это не спортивная драма, все же привлекает внимание, что главный герой - именно регбист. Согласитесь, что регби - самый, пожалуй, недооцененный вид спорта в России и теперь у нас появилась возможность его "открыть" для себя.

    Владимир Стеклов: Конечно, для меня, как и для большинства в нашей стране, кто увлечен спортом, во главе всего - футбол. И, признаюсь, когда я впервые попал на игру на одном из московских стадионов, меня регби не захватил. Но после того, как я побывал в Красноярске - столице российского регби, - увидел игру "Енисея", команды, которая выступает в премьер-лиге - я был приятно поражен масштабом. Потом я узнал многие понятия, правила, суждения, связанные с этим видом спорта, стал потихоньку вникать в его философию. Познакомился с главным тренером команды "Енисей-СТМ" Александром Первухиным, знаковой фигурой в отечественном регби, с командой московского регбийного клуба… И мне хотелось бы верить, что сейчас регби получит и у нас признание. Впрочем, это уже происходит - во многих школах появляются регбийные команды, возникают даже женские команды. И это удивительно, учитывая, что регби - очень жесткий вид спорта. Но именно этим, наверное, он и привлекает.

    Меня поразили сами спортсмены, очень мужественные люди. В футболе уже элементом игры стала демонстрация боли, когда игрок долго катается по полю, схватившись за травмированную ногу. В регби такого, слава богу, не увидишь. Там бывают такие серьезные стыки, что и без всякого усилителя слышишь хруст костей, и после этого игроки, как ни в чем не бывало, продолжают свой честный "бой".

    По сюжету фильма главный тренер сборной России по регби возвращается в родной городок, где он становится обычным физруком и собирает команду, которую хочет сделать чемпионом. Как заметил сыгравший тренера Владимир Сычев, "это история о превращении трудных подростков в достойных мужчин". Чему этот наставник учит мальчишек?

    Владимир Стеклов: Понятно, что на первый взгляд - основам тактики игры. Но на самом деле, как и любой наставник в какой угодно области нашей жизнедеятельности, его главная задача - своим личным примером передать другому поколению лучшие человеческие и в данном случае мужские качества.

    Однажды, уже давно блогер Дмитрий Пучков, которого все знают, как "Гоблина", на мой вопрос, почему у него такая армия фанатов среди очень молодых людей, ответил: все дело в "безотцовщине". Им не хватает такого "наставника".

    Владимир Стеклов: Справедливое суждение или, скажем так, вывод. Причем, ведь речь не идет о фактической безотцовщине. Формально отец может присутствовать в семье, но он не играет никакой роли в жизни сына. Я сам вырос без отца, и я по себе знаю, как это важно для мальчика - присутствие рядом мужского плеча и мужского духа. Это может быть старший брат, дедушка, это может быть тренер, школьный учитель, сосед, да кто угодно. Если этого нет, потом у человека появляется некая "хромота". Рядом со мной в детстве такого человека не оказалось, поэтому у меня сформировалось немало комплексов, которые приходилось и приходится до сих пор из себя выдавливать.

    Вы сейчас сказали, что таким наставником может быть школьный учитель. Но сегодня это такая редкость - мужчина в школе.

    Владимир Стеклов: Да, вы абсолютно правы, с некоторых пор педагогика почему-то стала считаться женской профессией. И в кино мы не увидим такого героя, каким был историк Мельников Вячеслава Тихонова в знаменитом фильме Ростоцкого "Доживем до понедельника". Зато есть одноклеточные учителя физкультуры, со свистком и секундомером - неудачники по жизни, которым только и оставалось, что податься в учителя физкультуры или трудового воспитания. И я рад, что как раз в нашей картине герой Володи Сычева не похож на таких учителей. Да, его Олег Боровиков упал, как говорится, на дно, но у него хватает сил подняться и начать сначала. В этом главный посыл этой истории.

    Фото: "Арнамедиа"

    Вы играете отца Олега. В чем суть конфликта вашего Виктора Михайловича и его сына?

    Владимир Стеклов: Это история в общем-то непростых человеческих судеб, этим сценарий меня и привлек. Потому что спортивных картин вышло достаточно много - среди них есть и удачные, есть и проходные. Но здесь все-таки сам спорт, действительно, не главное. Главное - преодоление самого себя и тех жизненных коллизий, которые встречаются на твоем жизненном пути. Этот фильм о семье, и большой дружбе, которая в результате перерастает в крепкую любовь между отцом и сыном. Эти отношения проходят через тяжелые испытания, но когда находится взаимопонимание, тогда все складывается как надо. И нужно помнить, что всегда есть возможность все начать сначала, надо просто верить и, главное, продолжать жить. В конце концов, это даже грустно - проживать безоблачную жизнь.

    Но об этом все мечтают.

    Владимир Стеклов: И напрасно. Это как в истории про Вовочку. Ему говорили: "Не гуляй, Вовочка, долго на солнышке - это вредно. Осторожно, не бегай - упадешь, разобьешь коленки. На травке не сиди, там роса - промокнешь". Так он и прожил, не увидев ни яркого солнца, ни синего неба. Так жить попросту скучно. Все-таки надо и нос расквасить, и коленку разбить. Моей младшей дочери сейчас четыре с половиной года. Она вся в папу - постоянно ссадины, шишки, ушибы. Мама ее постоянно переживает, но я говорю: "Да, конечно, это нехорошо, но пусть. Все-таки надо через тернии к звездам"…

    Владимир Александрович, раз уж вы заговорили о дочерях, поздравляю вас с наградой, которую ваша старшая дочь Агриппина получила на только что прошедшем кинофестивале в Волгограде - за роль в трагикомедии "День мертвых".

    Владимир Стеклов: Кстати, моя младшая Ариша - полный клон Груни, только еще и в кубе. А что касается "Дня мертвых", то это абсолютно заслуженная награда. Но следует поздравить и режиссера Виктора Рыжакова, и партнера Груни Сашу Паля - действительно получилась прекрасная картина. Но этот фильм я видел уже довольно давно. А вот сейчас я затаил дыхание - по "России" идет сериал "Елизавета", где Груня играет Екатерину I, супругу Петра Великого. Конечно, она замечательная актриса. И когда ко мне подходят за автографом или сфотографироваться, то постоянно просят передать привет Агриппине, или просто говорят: "Какая у вас замечательная дочь". Мне это очень приятно.

    Вы не раз снимались вместе с внуком Даней, но не могу припомнить совместной работы с Агриппиной.

    Владимир Стеклов: Да, на съемочной площадке нам с Груней пока не удается встретиться. Зато в театре, когда я вернусь из Донбасса, начнем вместе репетировать один спектакль. Не буду говорить, что это за проект, но обещаю: это будет неожиданно и для меня, и для нее, и для театра.

    Я знаю, что артисты руководимого вами Московского Современного Художественного Театра не раз бывали в Донецке, Луганске. Но что для вас лично эти поездки?

    Фото: "Арнамедиа"

    Владимир Стеклов: Это насущная потребность. Впервые в Луганске и Донецке я оказался в августе прошлого года, мы тогда привезли наш спектакль "Анна Каренина". Тогда я познакомился со многими интересными людьми, и в частности, с покойным ныне Володей Жогой, командиром "Спарты". Мы были в расположении батальона, потом Володя повез меня в аэропорт, и многое мне показал и рассказал. Ну а когда началась СВО, мое присутствие там стало уже просто необходимостью. Но в первый раз, когда я в марте хотел проститься с Володей, мне не разрешили въехать - там складывалась очень непростая боевая ситуация. А потом, наконец, пустили, и 9 мая я отметил уже в освобожденном Мариуполе.

    С тех пор волонтерим, выступаем в госпиталях, в расположениях, привозим подарки для детей, медикаменты. Мы среди батальонов уже свои. Были в Изюме, когда он был окружен с трех сторон, Черноголовке, в Северодонецке несколько раз попадали под обстрелы. Но говорить об этом неловко, когда вспоминаешь детей, стариков, которые пытаются не выжить, а жить в этих условиях. Разрушенные дома, могилки прямо в цветочных клумбах, и тут же бегают дети. Они выросли в этой реальности, они уже хорошо знают, когда прилеты от ВСУ к ним, а когда к соседям. И несмотря ни на что они все равно играют, смеются. С одной стороны, это страшно, с другой - вселяет надежду… Сейчас поеду и поверьте, я очень жду, когда вновь окажусь там, среди своих друзей.

    Поделиться