18.09.2022 07:00
    Поделиться

    Станет ли Алла Пугачева выступать в виде цифрового аватара

    Первый канал анонсирует новое шоу "Фантастика" с цифровыми аватарами вместо реальных исполнителей. И стоит отметить, что в этом сезоне, который, безусловно, войдет в историю российского ТВ, между собой конкурируют два на первый взгляд похожих телешоу. Первое - "Шоу Аватар" на НТВ стартовало раньше - 3-го сентября в субботний вечерний прайм.
    Никакой аватар реальную Аллу Борисовну заменить не в состоянии.
    Никакой аватар реальную Аллу Борисовну заменить не в состоянии. / РИА Новости

    Шоу Первого канала, будет выходить по пятницам в то же время, когда в эфире был "Голос". Первый выпуск покажут в пятницу, 23 сентября в 21.45. Конечно же, зрители будут сравнивать программы между собой. И самое интересное, о чем пойдет разговор - как делаются цифровые аватары, и как они изменят наше будущее. Обозреватель "РГ" поговорила об этом с Антоном Ненашевым - директором Дирекции кинопостпродакшна Первого канала. Только он знает все технологические секреты, которыми согласился поделиться с нашими читателями.

    Антон, вы имеете отношение к программе "Мульт личности", которая когда-то выходила на Первом канале?

    Антон Ненашев: Нет, не имею.

    По поводу нового шоу "Фантастика" Первый канал говорит, что такого вообще никто не делал. Правда ли это?

    Антон Ненашев: Такого качества - точно. Я говорил со своими американскими друзьями - специалистами по графике, с другими профессионалами. Настолько сложных персонажей в реальном времени, с таким количеством камер, и дополненной реальности, на телевидении нет ни у кого в мире - я отсматриваю все "конкурирующие шоу".

    А у вас?

    Антон Ненашев: Начнем с того, как были сделаны сами персонажи. Мы перевернули весь интернет. Изначально просмотрели работы около 70-ти художников изо всех стран мира. Выбрали гораздо больше, чем финальных персонажей. На самом деле - несколько десятков. После чего со всеми авторами договорились, купили эти изображения. И уже с них создавали героев, под авторским надзором делали трехмерные модели, потому что сами создатели очень щепетильно относятся к своим детищам. То есть ничего ниоткуда не украдено, это принцип. Каждый персонаж найден и оплачен официально и потом переделан в 3D формат.

    Так проходили съемки нового шоу Первого канала "Фантастика". Фото: Юрий Феклистов

    А что это за персонажи? Это NFT?

    Антон Ненашев: Нет. Мы смотрим по специальным профессиональным галереям, где цифровые художники, выставляют картины на Art Station или Beehance, например. Если картинка нравится, арт-продюсеры связываются с автором, договариваются (если получается, это - отдельная задача). И потом утверждаем персонажа - это своего рода digital art hunting (смеется).Затем мы покупаем права на будущего персонажа, модифицируем его и утверждаем у Константина Эрнста. Вообще, конечно, весь этот формат, персонажи, окружение и прочее - каждая деталь была рождена в его кабинете, мы работали год в "полном контакте" десятки часов брэйн-штурмов, я столько начальника не видел никогда за 22 года работы на канале (смеется), он очень вовлечен в проект. Причем, работали мы с широким кругом авторов из разных стран, включая Украину и даже Новую Зеландию.

    Константин Эрнст, выступая на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, а потом и во время лекции на площадке форума "Знание", объявил, что будет двенадцать героев. В каждом выпуске кто-то выбывает?

    Антон Ненашев: Про механику и правила шоу лучше спрашивать не у меня. Я могу рассказать про "искусство": картинку в целом, настроение, стилистику. Всего мы делали 12 персонажей, плюс робот соведущий. Итого - 13, это основные. Есть еще гостевые персонажи. Не будем раскрывать секрет, сколько их будет, но - не меньше пяти. Гостевые приходят исполнять несколько номеров, как вишенка на торте, когда основных героев становится меньше, по ходу шоу.

    На данный момент у нас около 20 персонажей. Но все меняется (смеется) - мало ли что!

    Это много или мало для создания такого шоу?

    Фото: предоставлено Первым каналом

    Антон Ненашев: Ровно год прошел с момента, когда мы начали работу. Команда прирастала людьми, подключилась техническая ТВ-команда, режиссерская, операторская, танцоры, декораторы - много, очень много людей, точно больше ста человек в целом.

    Мы работаем одновременно в двух павильона удаленных друг от друга на несколько сотен метров: в одном - декорация, зрители и звездное жюри, в другом система захвата движения, лицевой мимики, артисты, хореографы, и "компьютерная группа быстрого реагирования" (с) (смеется).

    На нашем проекте самая прогрессивная система motion capture в стране (Motion capture - захват движения, когда с помощью специальных датчиков записывается каждое движение человека и переносится на экран в виде персонажа - прим. "РГ"). Мы успели ее купить. Также "из новенького" система проекции и трекинга - 200 кадров в секунду, вот к ней мы успели купить только часть оборудования, а весь софт пришлось писать с нуля, как и многое другое.

    Только с шестого выпуска программы появится в кадре эта технология, которая будет выглядеть так будто сам танцор - это экран. Например, танцор гнется, меняет позы и проекция вместе с ним. Это самая новая cutting edge технология, мы - первопроходцы на ТВ в этом, мы у лаборатории Panasonic ее "выцепили" - первую такую камеру и проектор.

    Мы выбрали почти всех специалистов, какие были на рынке, это было непросто, но людям и самим интересно над такой новинкой работать, к нам приходили на фриланс очень много.

    То есть, вы пересмотрели всех специалистов, которые были в мире - я правильно понимаю?

    Антон Ненашев: В мире-то нет, но в нашей стране - фактически всех.

    А всего над шоу сколько людей работало? Человек 70?

    Антон Ненашев: Если учесть, что три студии трудились только над персонажами, то даже боюсь считать. Но больше ста человек точно.

    Можно сказать, что для этого шоу вы создавали метавселенную?

    Антон Ненашев: Ой, нет! Мета - это все маркетинг пока чистый, ни ее, ни даже сколько бы пригодного оборудования на рынке еще не существует. Наше шоу - это скорее дополненная реальность. Но сейчас же метавселенной называют все, что угодно, главное - продать. Однако точно можно сказать: мы создали новое телевидение. Я показывал и своей 83-х летней маме, и очень молодым людям. И они смотрят! И говорят, что будут и дальше!

    Важно от программы к программе идти по нарастающей сложности. Мы учились в процессе - снимаем полгода, и за это время очень сильно продвинулись, это будет видно в динамике. Это тоже, кстати, наблюдалось и у программы Alter Ego телеканала Fox, в которой использовались аватары. На их примере хорошо видно: первые программы были совсем "условного качества", а под конец они явно усовершенствовались. Наши персонажи переодеваются, меняют образы, прически, "рутинно". Но за всем этим стоит тяжелейшая работа. Вся наша дирекция, еще две московские студии сидят и занимаются этим с утра до ночи. Но зато виден результат. Не буду себя хвалить, но мне кажется, что получилась очень удачная декорация. Смесь минимала и неоготики: "орган", где находится жюри, отличный в итоге.

    Скажите, допустим, жюри исключает какого-то персонажа, а какого-то оставляет. Это означает, что у вас появляется дополнительная и интересная работа?

    Антон Ненашев: Да, у нас постоянно появляется много интересной работы (смеется). Иногда даже хочется в отпуск - столько ее.

    Вы же делали церемонии открытия и закрытия Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году. Что-то перенесли из наработок в новое шоу с аватарами или ничего?

    Антон Ненашев: Как раз буквально на последнем совещании мы жалели о том, что всех этих новейших технологий у нас не было в 2014 году. А еще не было специалистов. Только с мая месяца мы вырастили еще пятерых человек. Они учились весь съемочный период, и недавно мы смогли их поставить на эфир. Найти таких готовых специалистов невозможно, надо просто брать 20-летних, парней и девушек - тех, которые хотят работать, с горящими глазами, заплатить за их обучение, и уже в процессе сначала ставить им простые задачи, а потом - сложнее и сложнее. По-другому не получается, потому что технология совсем новая и нет людей.

    Сейчас многие технические специалисты работают на удаленке, как с этим у вас?

    Антон Ненашев: На удаленке работают те, кто производит "ничего" - от их работы как не было толку вживую, так такой же отрицательный смысл и на удаленке, исключая считанные профессии: сценаристов, писателей, музыкантов и других.

    Нам же необходим постоянный контакт команды: обсуждения, ссоры, отметание идей, казалось бы отличных и нахождение новых. Иначе - никак.

    Это такое постоянное бурление. У нас в одно время было огромное количество техники сложено в студии - коробки от пола до потолка. Офис и там же студия motion capture. И вот сидят люди и все работают, а рядом - танцуют и поют, тут же техника, что-то еще происходит, еда из микроволновки по ночам. Это было похоже на лабораторию сумасшедшего профессора - как глоток свежего воздуха. Особенно когда ничего не получалось первое время.

    Шоу, где вместо группы АВВА выступают их цифровые аватары, поставили недавно, и оно пользуется огромным успехом у зрителей. Несмотря на то, что билеты очень дорогие. Фото: Соцсети

    А что больше всего не получалось?

    Антон Ненашев: Сначала фактически все (смеется). Очень часто персонажи, которые, как представлялось, будут хороши, на бумаге и на эскизах такими и были, а в 3D вообще не вдруг выяснялось что они не работают вообще и наоборот. И предсказать это невозможно. Понять, что будет круто, а что - нет, можно только эмпирическим путем. У нас было 20-30 персонажей уже в состоянии 3D моделей, но "выжили" в этой "лаборатории" только 12.

    Выживают сильнейшие?

    Антон Ненашев: Самые яркие. Поймите, их же выращиваешь в офисе, как в пробирке в лаборатории, а потом ты выходишь на площадку и подключается весь setup: семь камер, декорацию, свет, сопряжение, сервера, motion capture, огромное количество техники, километры проводов.... И когда весь этот гигантский комплекс начинает работать, вдруг оказывается, что нам нужен месяц только для того, чтобы добиться того же, что было на компьютере в офисе, и это бы работало стабильно.

    Мы справились! Я реально горд этой работой. Это как Алла Борисовна Пугачева, которая может нравиться или нет, но все равно она - явление! И я уверен, что наша работа - тоже. Только иногда я боюсь, вдруг зрители вообще не поймут, что происходит. Они будут видеть идеальную картинку. У них будет ощущение, что на сцене танцуют настоящие персонажи.

    А жюри и люди в студии - что во время съемок видят они?

    Антон Ненашев: Не думайте, они не с пустотой разговаривают (смеется). Они, правда, видят то же, что и зрители, но на огромных экранах, в реальном времени.

    Скажите, а звезды не капризничали? Например, не говорили: "Мне не понравился аватар"?

    Антон Ненашев: Не капризничали, скорее уставали, это очень тяжело таскать на себе костюм с датчиками целую смену, петь и танцевать, да еще и без публики, требуется гиперпрофессионализм, который они продемонстрировали.

    А звезда надевает на себя именно костюм или только какие-то датчики?

    Антон Ненашев: У нас все по-серьезному. У нас костюмы motion capture позволяет иметь до 26-ти человек на площадке одновременно, и это очень прецизионная система, "пятизвездочная".

    А у вас любимчики есть?

    Антон Ненашев: Да. Есть пара персонажей. Например, кот (смеется).

    Как вы думаете, смогут ли к вам после телевизионной премьеры приходить кинематографисты и говорить: "Антон, мы делаем экранизацию компьютерной игры, с аватарами, помогите нам" или что-то в этом роде?

    Антон Ненашев: Я этим просто не займусь - у меня своя работа. И, если честно, это очень трудоемкий процесс. В подобном комплексе можно снимать сериалы компьютерные полностью без декораций, какие-нибудь манги и киберпанки (смеется), это да .

    А так эта технология для "живого эфира", она - именно для телевидения.

    Антон, раз уж мы заговорили про Аллу Пугачеву, вот я лично люблю Аллу Борисовну.

    Антон Ненашев: Я тоже. Очень.

    Но поскольку наши звезды, они как бы уже вечные, многие из них уже в элегантном возрасте, то может ли быть такое, что в дальнейшем их заменят их же аватары?

    Антон Ненашев: Да, да, да, как в известном фильме "через 20 лет будет одно сплошное телевидение". Нет, конечно (смеется). Технология призвана дополнять жизнь, а не замещать ее, именно поэтому я не верю в текущий "метаверс", пока мозг не будет полностью совмещен с компьютерным интерфейсом и не сможет давать вам не убогую пародию, а реальность, что лучше реальности.

    Но вообще сейчас с нейросетями и со всеми технологиями, такими, как Deepfake, много нового пришло в нашу жизнь. Вот, скажем, даже разговоры про сериал, который вышел у нас на канале…

    Вы про "Диверсанта", который показали на 9 мая? Там, где "оживили" Владислава Галкина?

    Антон Ненашев: Да, кто-то писал, что сериал, мол, получился синтетический. Но вот лично я уверен, что, если бы он не умер, и они бы не знали, то вполне возможно и не разобрались даже, что это - не настоящий Галкин.

    А вы могли бы сделать такое шоу с аватарами известных исполнителей, как сделали с группой ABBA?

    Антон Ненашев: Это совсем другая технология. Но можно было бы попробовать.

    Будет ли второй сезон шоу "Фантастика"?

    Антон Ненашев: Посмотрим, как пойдет, я никогда ничего не загадываю. Тем более, что телевидение - вещь абсолютно непредсказуемая.

    Кстати

    Прямой, но виртуальный

    Новые технологии все больше используются при создании шоу - не только телевизионных. Так, в этом году социальная сеть ВКонтакте провела крупнейший онлайн-праздник - выпускной ВКонтакте. В прямом эфире зрители увидели поздравления от известных блогеров и музыкантов и поучаствовали в розыгрышах. Онлайн-выпускной набрал более 28 млн просмотров. В этом году выпускной прошел с поддержкой современной технологии XR, позволившей "поместить" исполнителей в разнообразные воображаемые миры, созданные digital-художниками специально для шоу.

    Прямой эфир заполнила виртуальная реальность. Для каждого артиста был подобран специальный фон - это могли быть как абстракции, так и картины известных русских художников, который так или иначе перекликались с творчеством или композицией исполнителя. Организаторы мероприятия вдохновлялись и кинематографом, и классической музыкой. Так, певица ANNA ASTI исполняла свою песню "Феникс" в "виртуальном огненном мире", вдохновленном работами режиссера Андрея Тарковского. Такого формата шоу российский интернет еще не знал.

    Поделиться