На российский рынок грузовиков выходят отечественные электрокары
На старте проекта российский автогигант воспользуется китайским опытом и китайскими компонентами. В частности, батареей, зарядными системами и высоковольтным оборудованием. Но уже к 2025 году планирует перейти на локализованные в России инверторы и электродвигатели отечественного происхождения. Ну а еще через пару лет грузовик получит и местные аккумуляторы. Отметим, что прототип первого электрогрузовика нижнекамцы показали еще в 2020 году. Предполагалось, что он будет работать в качестве мусоровоза.
Между тем это далеко не единственная новость на тему "зеленой" коммерческой техники за последние дни. Так, в открытой базе Росстандарта появилось Одобрение типа транспортного средства на электрогрузовики WOLV FC25. Здесь тоже речь идет о китайских наработках - в основе модели лежит платформа китайской компании Fengchuen. При этом в Поднебесной автомобиль не продается, но его можно найти в Европе и Южной Корее. В Россию грузовички будет привозить нижегородская фирма, которая планирует устанавливать на шасси надстройки российского производства. Пока журналистам показывали только изотермические фургоны. Но испытания проходят и холодильные установки с отдельными аккумуляторами.
Машинка длиной менее 4 метров сможет перевозить до 800 кг груза. Мощность электромотора составляет 41 лошадиную силу, а заряда литий-железо-фосфатной батареи емкостью 29,1 кВт/ч хватит на 173 или 185 км. В общем, понятно, что это автомобиль для так называемого последнего плеча - которые нужны в большом городе для перевозки товара от логистического терминала до пункта выдачи заказов или магазинчика. Но перспективу модели во многом определит цена - она пока не называется.
Аналогичный грузовичок - "Конкордия" - разработали и в Москве. Грузовой электрокар получил полностью разработанную и изготовленную в России бескапотную двухместную кабину. Пока установлен скоромный двигатель мощностью 20 л.с. До получения сертификата тут дело еще не дошло. Но модель может выйти интересной - при компактных габаритах она готова возить 1,5 тонны, а запас хода составит 250 км.
Ну а раньше остальных до конвейера может добраться грузовик EVM Pro, внешне незатейливый, как УАЗ "Профи". Собственно, это он и есть - только с электромотором мощностью 120 л.с. и батареей емкостью 90 кВт/ч. Полезная нагрузка у такой машины меньше, чем у исходной, - она может брать на борт тонну груза, а не полторы. При этом производитель обещает, что даже в мороз автомобиль сможет проезжать до зарядки 300 км.
Синхронный электродвигатель и силовая электроника этого автомобиля полностью производятся в России. В автомобиле установлена автономная климатическая система, которая работает на дизельном топливе, поэтому заряд батареи не будет тратиться на обогрев салона.
Самое важное - в случае с EVM Pro петербургский стартап сумел заключить специальный инвестиционный контракт с минпромторгом и стал резидентом особой экономической зоны "Технополис "Москва" со всеми льготами. На фоне таких бюрократических успехов заявленный объем производства - более трех тысяч машин - кажется даже заниженным. Впрочем, если спрос на электрические УАЗы будет, то и проект наверняка не свернут.
Опрошенные "РГ" эксперты полагают, что наметившаяся тенденция - вполне ожидаема.
"Это глобальный мейнстрим, который Россия пытается наверстать только сейчас. Два крупнейших мировых автомобильных форума - сентябрьский IAA Transportation в Ганновере, посвященный комтрансу, и Mondial De L Auto, который сейчас проходит в Париже, - лишний раз подчеркивают, что все автопроизводители - и мейджоры, и стартапы - сконцентрированы целиком на "зеленых" автомобилях, - говорит соучредитель проекта New Energy Motors Андрей Дорофеев.
Однако он полагает, что доля продаж электрокаров среди индивидуальных покупателей в России еще долго будет оставаться в нашей стране низкой - не более 1%.
"Слишком много возражений при принятии решения о покупке, и, пожалуй, главное среди них - это отсутствие развитой зарядной инфраструктуры. С моей точки зрения, гораздо больше перспектив у поставщиков электротранспорта есть среди российских корпоративных заказчиков: таксомоторных парков, каршеринговых и прочих транспортных компаний. Хотя бы потому, что они не зависят от публичных сетей ЭЗС, а сами либо в кооперации с энергокомпаниями готовы устанавливать нужные зарядные станции в своих таксопарках и на ночных парковках грузовиков", - отмечает эксперт.
Между тем главный редактор "АвтоБизнесРевю" Евгений Еськов напоминает, что в России в 2021 году утвердили концепцию по развитию производства и использованию электрического автотранспорта.
"Согласно ей до 2024 года в России планировалось выпустить не менее 25 тысяч и открыть более 9 тысяч зарядных станций. Собственно, это и подтолкнуло к запуску ряда проектов автопроизводителей нашей страны. С учетом того, что Россия сейчас оказалась в изоляции и фактически отрезана от передовых автопроизводителей и их технологий, электромобили могут стать альтернативой для загрузки автозаводов", - считает эксперт.