12.12.2022 14:40
    Поделиться

    В Москве покажут "Сон Татьяны"

    Театральная компания "Трикстер" готовит к выпуску необычный спектакль - "Сон Татьяны. Пятая глава. Гадание". В проекте образы пятой главы пушкинского романа "Евгений Онегин" обретут фантазийное воплощение в виде ростовых кукол, масок, перемещаемых в пространствах здания, превращенного в большой предметный мир "Сна".
    Художник проекта Этель Иошпа

    В спектакле, который будет показан в здании Москонцерта на Пушечной, заняты артисты Хорового театра Бориса Певзнера, драматические и пластические актеры, инструменталисты. Специально для "РГ" постановку комментируют режиссер, сценограф и художница Этель Иошпа и либреттист Екатерина Поспелова.

    Этель Иошпа:

    - Пятая глава "Онегина" совершенно не вписывается в структуру сюжета пушкинского романа в стихах. Читаешь роман, а потом вдруг начинается что-то совершенно вставное, непостижимое, таинственное. Она наполнена визуальными вещами, ассоциативными, в ней все нелогично, как в любом сне, и в ней есть какая-то пугающая тайна сочетания несочетаемого. Смешное и страшное, нелепое и подлинное, народное и авторски-индивидуальное. Вот мы и попытались нанизать совершенно разные, как будто не связанные друг с другом образы на постепенно выстраивающуюся историю "Сна Татьяны", рассчитывая, что к пониманию этой истории каждый придет сам. Придет через абсолютно разные вещи. Кто-то через понятный ему мир народной сказки, - у нас много всего сказочного. Кто-то - через узнаваемость предметной среды, а она у нас, как нечто живое, наделена душой, пластикой и своими собственными звуками.

    Музыкальную составляющую придумали Петр Айду и Евгений Бархатов. Петр хорошо знаком публике по спектаклю "Звуковые ландшафты" с шумовыми машинами эпохи раннего советского кинематографа. Вот и у нас будет ветродуйка, два старых пианино… Поскольку главный специалист по Пушкину - Петр Ильич Чайковский, мы решили включить фрагменты его оперы, которые, подобно мелодиям сновидений, не с того начинаются, не там обрываются. В процессе коллективной работы - а у нас тридцать пять артистов и музыкантов - постоянно что-то придумывается, и это невероятно увлекательно. В сцене Гадания, например, артисты смогут погадать и публике, для этого у нас есть, собственно, роман в стихах Пушкина, книга упоминаемого в романе Мартына Задеки и даже кофейная гуща.

    Ну а в целом, мы хотим вызвать у зрителей такую палитру эмоций и чувств, которые бы соответствовали испытанным ими во время первого знакомства с текстом пушкинской пятой главы. Поэтому спектакль - он и для школьников, которые, может, даже еще не читали романа, и для взрослых, хорошо знакомых с "Евгением Онегиным". Мне кажется, каждому взрослому увлекательно вдруг вернуться в свое интуитивно-детское состояние изумленности пушкинским "Сном Татьяны".

    Фото: Художник проекта Этель Иошпа

    Екатерина Поспелова:

    - Вот какой парадокс. Спектакль родился из художественного перформанса Этель, который мы летом устраивали в лесу пушкинской усадьбы "Михайловское", среди сосен заповедника, у его прудов... Там все в природе заповедника так напоено Пушкиным, что, кажется: спроси ёлку о чем-нибудь, - и она тебе ответит "онегинской строфой". В летнем представлении на открытом воздухе почти не было слов, и мы даже спорили о том, нужно ли тексту "Сна Татьяны" вообще звучать, не будет ли он литературной расшифровкой происходящей на уровне декорации и реальных усадебных объектов магии? Потом мы перенесли его в Москву. А тут нет ёлок, говорящих пушкинским голосом и прудов, отвечающих в рифму.

    И мы тогда стали то тут, то там, по ходу спектакля, произносить реплики из "Онегина", словно восстанавливая пушкинский пейзаж, словно мы сами - эти елки и пруды. Прибавился Чайковский, отвечающий за Пушкина в русской музыке. Текст самого "Сна" тоже появился, но не как нарратив, а как шум дерев. Твердо установленного текста нет вообще, все будет меняться от спектакля к спектаклю. И даже сейчас, когда остались считаные дни до первого показа, мы еще не знаем точно, что из текста останется, а что уйдет. Пока мы стремимся стать соснами, журавлями, медведями, а не произносить реплики.

    Фото: Художник проекта Этель Иошпа

    Премьера спектакля состоится 15 и 16 декабря.

    Справка "РГ"

    Этель Иошпа (режиссер, художник-постановщик, автор эскизов кукол и костюмов)

    Окончила Московскую Международную киношколу (2002) и факультет сценографии РАТИ-ГИТИС (2008). Лауреат премии "Золотая маска" за сценографию спектакля "Саломея" Р. Штрауса в московском театре "Новая опера" (2017). Художник-постановщик двадцати спектаклей на сценах Москвы, Минска, Нижнего Новгорода. Член Московского союза художников.

    Екатерина Поспелова (либреттист, драматург)

    Окончила Высшее Театральное училище (институт) им. Щукина по специальности "режиссер музыкального театра". Автор стихотворных либретто к музыкальным постановкам "Дедушка Лир. Или путешествие в страну Джамблей" (спецприз "Золотой маски" 2016 г.) и "Сад Осьминога" (Пермский театр опер и балета), "Китаянки" К.В. Глюка в музее-заповеднике "Царицыно" и другим.

    Поделиться