13.12.2022 18:13
    Поделиться

    Почему Карло Гоцци стал новатором итальянской драматургии

    Итальянский драматург, граф Карло Гоцци, вошедший в историю театра как создатель жанра фьябы - театральной сказки, - родился 13 декабря в Венеции. Где и прожил всю свою жизнь.
    wikimedia.org

    На страже традиций

    Карло с детства любил театр, и не только как зритель. В детстве они с братьями и сестрами давали театральные представления для своих родителей - и даже представляли их со сцены. Играли сказки для бедняков в тавернах возле своего поместья - и ничуть не боялись грубого и неотесанного люда. Затем, во время армейской службы он снова начал представлять спектакли с друзьями военными в… зале суда. О, судьба, как ты иногда очевидно и жестоко иронизируешь! Ему доводилось играть и женские роли - что отнюдь не делало его слабаком или трусом на поле боя. Он привык бороться - и умел быть терпеливым.

    Но по возвращении домой он застал в театре новые веяния.

    "Самым больным и наиболее пораженным гангреной органом нашей литературы был театр. Мода подняла на пьедестал и провозгласила превосходными двух писателей-плагиаторов необычайной плодовитости - Карло Гольдони и аббата Пьетро Кьяри. Эти два поэта, конкурирующие и критикующие друг друга, затопили город Венецию трагикомическими драмами, бесформенной кучей переводов и награбленного добра, и ошеломленная молодежь подпала под влияние этих демонов бескультурья".

    Насколько он был прав? Да вовсе он не был прав. Карло Гольдони - прекрасный драматург. Только не заставляйте меня писать здесь, что он сочинил и какие его пьесы до сих пор идут в театрах России. Если вы этого не знаете, то… Молчу-молчу, нужно быть добрее и снисходительнее. Нужно помнить, что люди очень заняты, у них трудная жизнь, и не все могут полностью посвящать свое время искусству, театру, книгам. А то еще допустишь ошибку Гоцци - но сам-то при этом Гоцци не станешь…

    В энциклопедиях и кратких биографиях вы можете прочесть, что Карло Гоцци стоял у истоков "Академии Гранеллески". И снова воспользуюсь своим неновым приемом: позволю вам узнать о том, что это была за Академия самостоятельно, разве что сообщив, что…

    "В 1740 году в Венеции по прихоти образованных людей была учреждена шуточная академия. Эта академия посвятила свою деятельность поклонению чистому языку и простоте, следуя по стопам синьоров Кьябрера, Реди, Дзени, Манфреди, Лацарини и многих других храбрых реставраторов стиля, противников чумы напыщенности и иносказательности. Под шуточным названием академии Гранеллески, она маскировала с помощью гротеска своё намерение привить молодежи вкус к хорошим вещам. … В летнюю жару простые академики лакомились мороженым, но Президенту подавалась на подносе чашка горячего чая. Зимой пили кофе, но президент получал стакан ледяной воды, и эти различия приводили в восторг доброго Гранеллоне, гордого своими мифическими привилегиями. Шутки, объектом которых служил Президент, бывали бесконечны, но лишь когда хотели немного развлечься на его счет, в основном же занимались вещами полезными и серьезными. Делали разбор новых работ, высказывали критические замечания, придерживаясь правил мудрости и беспристрастия, читали стихи, похоронные речи, статьи, биографии и т. д., и автор каждого произведения слушал с благодарностью замечания и рекомендации своих собратьев. Затем мы консультировались с Гранеллоне, чье абсурдное мнение вызывало смех, смягчая строгость предыдущей критики. В заседаниях преобладал замечательный дух беспечности, скромности и коллегиальности. Мой брат Гаспаро, который был одним из самых уважаемых членов Академии, предложил мне вступить в её ряды, и я отдал себя под его покровительство. Некоторые из членов академии подписали мою рекомендацию. Я упомяну только самые известные имена: два брата Фарсетти, Себастьян Кротта, Паоло Бальби и Николо Трон - патриции Венеции и хорошие писатели; каноник Росси, аббаты Теста, Керубини, Делука, Мартинелли и Мандзони, уважаемые историки, критики и книголюбы, граф Кампосанпьеро и Марк Форселлини - ученые археологи, и т. д. … Каждый из членов был официально удостоен прозвища, и я был назван Солитарио из-за своей рассеянности и любви к заброшенным уголкам. Из недр нашей академии вышли добротные разборы новых работ, легкие поэмы, сатиры, портреты, эпиграммы, и во время выборов дожа, прокурора Св. Марка, Великого Канцлера или какого-либо сановника наши стихи "по случаю" всегда имели определенный успех. Публике нравились наши предупреждения, суждения и критика, она смеялась над ними, но не меняла своего дурного вкуса, потому что мы не смели достаточно сильно ударить по литературным самозванцам".

    Почему посмеивались над Президентом Академии? Кто все перечисленные выше люди? Чем они знамениты? Почему Карло Гоцци получил прозвище Солитарио? Поверьте, история интереснейшая! Да будет благословенна цифровая эпоха, благодаря интернету и Леониду Марковичу Чачко - не забудьте сказать о нем доброе слово и слово благодарности! - вам не придется ни сидеть в библиотечном зале, ни изучать иностранные языки! И будем надеяться, что кого-то мне удастся сподвигнуть на эти в высшей степени непрактичные, несозвучные текущему моменту и даже в чем-то неодобряемые действия. Я надеюсь, что тот, кто все это предпримет, интуитивно понимает разницу между текущим моментом и современностью. "Современность и вечность - родные сестры, только первую часто принимают за сиюминутное, а вторую - за мертвое". Это из того малоизвестного философа, которого я цитировал уже, в самом начале.

    В общем, Гоцци решил дать бой ненавистным театральным новшествам на сцене. Увы - не только на сцене… если бы он этим ограничился, я бы почитал его безукоризненным гением. Но… да ладно, кто без греха. Хотя я своих оппонентов до изгнания не доводил. Ай, да ну его, читайте сами, как он все это спроворил, мы тут вообще-то о пьесах, о театре, о драматургии.

    Битва на сцене

    "В то время существовала бесподобная труппа превосходных актеров, не оценённая по заслугам: это была компания Сакки. Глава труппы, старый Сакки, игравший отлично Труффальдино, Фьорилли, неаполитанец, полный огня и юмора, исполнявший роли Тартальи; Дзанони, в амплуа Бригеллы, и венецианец Дербес - неподражаемый Панталоне. Эти четыре актера, придерживаясь задуманной канвы, импровизировали одновременно на сцене самые комические фарсы и были способны вызывать самые непосредственные отклики и взрывы смеха. Никогда наша национальная комедия дель-Арте не была в лучших руках, чем эти".

    И сначала эта труппа прославила Карло Гольдони. Помните фильм "Труффальдино из Бергамо" с великолепным Константином Аркадьевичем Райкиным в главной роли? Первыми пьесу Гольдони "Слуга двух господ" сыграли именно актеры труппы Сакки.

    Дабы его правота была совершенно очевидной, Гоцци обратился именно к Сакки с просьбой сыграть свою первую пьесу.

    "Я послал стихи Сакки, поздравив с возвращением и попросив его возвратить в свою страну национальную комедию. Между тем Гольдони в очередном прологе направил мне вызов - представить, наконец, какую-нибудь пьесу. Наши Гранеллески, прибежав в поту в академию, заявили мне, что честь нашего сообщества задета этой провокацией. Больше не было пути к отступлению; абсолютно необходимо было ответить, причем иным способом, чем брошюры и аргументы. От меня ждали попытки. Прибытие Сакки и его превосходной труппы предоставило мне уникальную возможность. Я должен был смутить самозванцев, против которых ополчился. Четырёх дней оказалось мне достаточно, чтобы написать аллегорическую сказку на сюжет литературной ссоры, волновавшей публику".

    Итак - в основе должна была находиться традиционная народная комедия, сказка, поднимающаяся до уровня притчи. Но не прописанная до каждой реплики - зачем, хороший актер и сам прекрасный импровизатор, а Сакки был первейшим мастером импровизации. То есть, нужен не текст, а… сейчас бы это назвали сценарий. Некая канва, сюжет, "бабушкина сказка", актер просто должен знать, что происходит, к чему идет, чем кончится пьеса.

    "Когда я дал прочесть этот проект в Гранеллески, академиков одолел страх. Они отговаривали меня представлять эту шутку, которая неизбежно будет освистана. Поставить её означало столь грубо задеть привычки и вкусы партера, что разгром казался неизбежным; но я доверял Сакки, Дербесу, Фьорилли и Дзанони, очаровательным актерам, одаренным гением комического в редкой степени. Я не хотел отступать. Однажды утром афиша объявила об открытии Театра Сан-Самуэле и возвращении импровизированной комедии феерической пьесой "Любовь к трем апельсинам".

    "Комедианты не скрывают своих страстей и не окутывают свои характеры пеленой условностей, как это делают светские люди. Я наблюдал их так близко, что читал каждый день всё, что скрыто в глубине их сердец. В попытках их изучить мне пришлось бы вложить в уста каждого из них чувства в соответствии с его характером, слова в согласии с его складом ума. Семеро из них были гении нашей национальной комедии, и мне досталась счастливая участь восстановить с ними этот несправедливо забытый жанр. В результате компания Сакки обрела славу и большой финансовый успех. Актеры этой труппы отличались добродетелями, достаточно редкими среди комедиантов. В их среде царила атмосфера порядочности, что позволило мне теснейшим образом связать с ними свою судьбу".

    И это оказалось решением правильным. Более того - это оказалось решением… новаторским. Все пьесы Гоцци шли с неизменным успехом. Но ведь не только тогда!

    В 1921 году "Принцесса Турандот" была поставлена Евгением Багратионовичем Вахтанговым - и настолько блистательно, что спектакль стал визитной карточкой театра и восстанавливался уже два раза. Музыка из этого спектакля стала негласным гимном русского театра - не самого последнего в мире. Этот спектакль задал импульс для развития русской драматургии - без него вполне могло бы не быть и пьес Евгения Львовича Шварца. Текст интермедий для спектакля написал Николай Эрдман. А исполнители ролей… Да не поленитесь, найдите, вам же это так теперь просто!

    Сколько спектаклей было по Гоцци поставлено в мире - не счесть. Он станет источником вдохновения для Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Иоганна Вольфганга Гёте, Александра Островского, композиторов Пуччини, фон Вебера, Сергея Сергеевича Прокофьева…

    А в 1991 году, несмотря на нищету и полуголодное существование "Театра на Литейном" удивительный режиссер Геннадий Рафаилович Тростянецкий поставил по тем же принципам Гоцци классическую комедию Мольера "Скупой" - с импровизацией, "масочными" персонажами - и в тяжелейшее время одержал победу: на спектакль невозможно было попасть, билеты исчезали мгновенно!

    Драматургия Гоцци стала для режиссеров и актеров ступенью, с которой можно начинать самые смелые эксперименты.

    Нет, я останавливаюсь. Тому есть несколько причин. Назову главные. Во-первых, я не хочу казаться умнее, чем есть. А еще одна - и она главная - я от всего сердца желаю вам открыть книгу, сайт, пойти в театр, а лучше - в театры, сделать открытия самостоятельно. Остальные пожалуй, не так важны.

    "Я всегда буду старым ребенком, и поскольку я не хочу спорить с моим прошлым, ни вступать в противоречие со своей совестью, из-за самолюбия или упрямства, я наблюдаю, слушаю и я умолкаю…"

    "Благосклонный читатель, если вы справедливы, вы поблагодарите меня за то, что мы проскользнём мимо истории моих последних лет, потому что если я позволю себе впасть во вздорную болтовню, это может привести к написанию ещё целого скучного тома; я воздержусь от этого, потому что я потерял так много родных и друзей, что буду гнать вас, помимо своей воли, на кладбище, и потому, что мой печатник говорит, что у нас больше материала, чем необходимо; впрочем, это означает пренебречь здравым смыслом, которым я руководствовался, предприняв эту работу, поскольку я печатаю эти воспоминания со смирением".

    Как же ты ошибался, Карло Гоцци! Среди твоих друзей окажется столько бессмертных!

    Полная версия на портале ГодЛитературы.РФ.

    Поделиться