Собрать по кусочкам: как решается вопрос брошенных электросетей

Собрать по кусочкам: как решается вопрос брошенных электросетей

Текст:
Иван Соколов
Исполнился год с момента вступления в силу поправок в Гражданский кодекс, упростивших порядок признания прав собственности на бесхозяйные объекты.

Это проблема многих инфраструктурных отраслей, но особенно остро она стоит в энергетике, где брошенные сети могут стать причиной крупных нарушений электроснабжения. Как за год продвинулось решение вопроса – в материале "Российской газеты".

По данным Минэнерго России, в стране насчитывается несколько десятков тысяч бесхозяйных трансформаторных подстанций и связанных с ними линий электропередачи. У каждого объекта своя история, но чаще всего такая ситуация возникла после ликвидации какого-либо предприятия, на балансе которого находились сети. В основном это происходило в беспокойные 1990-е годы, хотя бывают и более свежие примеры.

"Это унаследованная проблема, которая долгое время была "миной замедленного действия". Прежде всего она касается систем электро-, тепло- и водоснабжения. Успешное решение вопроса в одной из них будет примером для других отраслей. В энергетике урегулирование статуса "бесхоза" необходимо для повышения надежности электроснабжения", – считает заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Федоров.

"Богатое" наследство

По оценке экспертов, износ бесконтрольных объектов может достигать 90 процентов. Ремонтом и модернизацией такой инфраструктуры никто не занимается, но она продолжает использоваться.

О том, что это серьезный вызов, неоднократно говорил президент РФ. "Нужно продолжить работу по консолидации сетей, имея в виду и фактически бесхозные. Такие тоже, к сожалению, есть. Они, как правило, подходят к небольшим населенным пунктам, но там тоже люди живут", – отметил Владимир Путин на одном из совещаний с правительством РФ, где обсуждались задачи энергетики.

Всего выявлено около 23 тыс. единиц "бесхоза" на территориях обслуживания распределительных компаний крупнейшего энергохолдинга России – группы "Россети". Наиболее остро проблема стоит на Северном Кавказе, есть отдельное поручение президента по ее решению. Например, только на Дагестан приходится более 9,8 тыс. брошенных энергообъектов.

Долгое время существовали законодательные ограничения, сдерживающие решение задачи, но теперь они устранены. "По вашим поручениям был упрощен порядок признания прав собственности на бесхозяйные объекты. Раньше срок был год, сейчас срок – три месяца. Если раньше на право собственности мог подавать только регион, сейчас и у электросетевых компаний возникло право подавать на право собственности", – рассказал на встрече с президентом в прошлом году глава "Россетей" Андрей Рюмин.

Системный характер

В компании прокомментировали, что за год действия новых норм сформирована устойчивая судебная практика. Уже в первом квартале 2023 года ожидается завершение рассмотрения судами поданных заявлений о признании права собственности на более чем 18,7 тыс. объектов, имеющих непосредственную технологическую связь с сетями самих "Россетей". Это более 80 процентов всего выявленного в зоне присутствия компании "бесхоза".

За каждым объектом могут стоять сотни конечных потребителей. Например, в Пермском крае в деревне Шилово "Россети Урал" приняли в эксплуатацию одну трансформаторную подстанцию и одну линию электропередачи 0,4 кВ протяженностью около 600 метров. Однако эти два объекта питают порядка 90 домов, и раньше жители постоянно жаловались на перебои в электроснабжении. В планах энергетиков – реконструкция принятой ЛЭП.

В Медвежьегорском районе Республики Карелия "Россети Северо-Запад" приняли в управление 2,5 км линий электропередачи. Прежний собственник бросил эти ЛЭП, поскольку они требуют особого обслуживания из-за сильных ветров с Онежского озера. От работы этой инфраструктуры зависит электроснабжение более 2 тыс. жителей сел Толвуя, Великая Губа и деревни Лумбуши. Именно из таких историй складывается общая проблема "бесхоза".

Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости

"В большинстве случаев это сильно изношенные сети в аварийном состоянии. При этом чаще всего к ним подключены жилые дома и дачные участки, то есть обыкновенные люди. В случае возникновения нештатной ситуации им только и остается, что звонить в МЧС. Однако проблема носит не только социальный характер. Сбои в бесхозяйных сетях разрушают целостность региональных энергосистем, ведут к снижению качества электроснабжения, росту потерь", – говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Приведение принятых в собственность объектов в нормативное состояние – одна из первоочередных задач, отмечает эксперт. Как пояснили в "Россетях", после оформления на баланс проводится детальный анализ инфраструктуры, чтобы выработать комплекс первоочередных мер.

"Передача бесхозяйных энергообъектов сетевой компании означает появление собственника, который будет отвечать за содержание этой инфраструктуры. Однако необходимо понимать, что обслуживание и модернизация таких объектов потребуют дополнительных средств. Практическое решение будет зависеть от регулятора", – добавляет Сергей Пикин.

"Ситуация серьезно различается по регионам, в отдельных случаях наблюдается высокая концентрация бесхозяйных сетей. Выполнить масштабную модернизацию только за счет тарифных источников сложно, а в некоторых субъектах, таких как Дагестан, просто невозможно. Значит возникает необходимость региональной или федеральной поддержки", – согласен с ним Юрий Федоров.

Следующие шаги

В отношении остальных бесхозяйных объектов (по которым отсутствует технологическая связь), выявленных "Россетями", работа по оформлению продолжится после вступления в силу поправок в закон "Об электроэнергетике" в части введения понятия системообразующей территориальной сетевой компании (ТСО). Это еще один шаг, направленный на повышение надежности электроснабжения регионов.

Как пояснил в прошлом году на заседании профильного думского комитета замглавы Минэнерго России Евгений Грабчак, введение в каждом из субъектов РФ одной опорной ТСО позволит создать единый центр ответственности за стабильное энергоснабжение потребителей. Выбирать такие организации смогут сами регионы.

При этом в ведение таких структур будут переданы не только вопросы "бесхоза". "Также опорная ТСО будет обязана ликвидировать последствия аварий на сетях других ТСО по решению регионального штаба, заключить соответствующие договоры на эксплуатацию объектов сетевого хозяйства и будет подхватывать сети в случае, если собственники ТСО будут лишены статуса в соответствии с уточненными критериями", – сказал заместитель министра.

Задача консолидации сетей возникла не сегодня и не вчера, это длительный процесс, который в стратегии развития электросетевого комплекса был обозначен еще в 2010–2012 годах. Однако уже есть регионы, где она решена.

Например, в Подмосковье сегодня работают две компании, обслуживающие практически весь сетевой комплекс: "Мособлэнерго" (25 процентов рынка) и "Россети Московский регион" (около 70 процентов). Это, в частности, позволяет сокращать время на восстановление электроснабжения после циклонов. Как сообщила на форуме РЭН первый замминистра энергетики Московской области Ольга Роганова, даже после летних ураганов время восстановления электроснабжения не превышало 1,5 часов.

"Россети" – одна из крупнейших электросетевых компаний в мире. Имущественный комплекс "Россетей" включает 35 дочерних и зависимых обществ, которые работают в 78 регионах России. В состав Группы "Россети" входят такие ДЗО как "ФСК – Россети", "Россети Юг", "Россети Тюмень", "Россети Центр и Приволжье", "Россети Московский регион", "Россети Сибирь" и другие.