издается с 1879Купить журнал

Александр Сухово-Кобылин: Незаконченная пьеса о нераскрытом убийстве

В судьбе великого драматурга причудливо переплелись столичные салоны и тюремные камеры

Его главная тайна не раскрыта по сей день. Тайна эта - о смерти и рождении. О гражданской смерти и в тот же момент - о литературном рождении великого драматурга и философа Александра Сухово-Кобылина (1817-1903).

В. Тропинин. Портрет Александра Сухово-Кобылина. 1847 год.

В. Тропинин. Портрет Александра Сухово-Кобылина. 1847 год.

Человека, который прожил 85 лет и незадолго до смерти написал о своем пути загадочную фразу: "Сколько событий, катастроф, забот, огорчений, планов, превратившихся в дым, и действительно существовавшего, но исчезнувшего навеки. Я погружен в свои бумаги по самое горло, переношусь в это прошлое, которое часто представляется настоящим…"

Это его "прошлое" представляется настоящим и нам - его читателям, зрителям, поклонникам. Но наш рассказ, может, покажется интересным еще и тем, что, по счастью, до сих пор живы некоторые немые участники почти трехвекового "таинственного убийства" - московские дома, теперь уже навсегда связанные и с именем драматурга, и с событиями, о которых рассказ.

Предполагаемый портрет Луизы Симон-Деманш.

Таинственное убийство Луизы Симон-Деманш (Брюсов пер., 21/11)

Об этом событии говорила вся Москва. Еще бы! Ноябрьским днем 1850 года казак 5-го Оренбургского полка Андрей Петряков во время объезда Ходынского поля заметил лежащую в снегу, "в стороне от дороги", мертвую женщину. В неловкой позе, в легком платье, с золотыми кольцами на руках и даже в бриллиантовых серьгах.

Врач Тихомиров, осмотрев труп, доложил обер-полицмейстеру Москвы Лужину: "Осмотр обнаружил, что кругом горла на передней части шеи … находится поперечная, с рваными краями, как бы прорезанная рана, длинною около трех вершков. Кругом левого глаза опухоль темно-бордового цвета… Во весь левый бок находится большое кровоизлияние, причем, седьмое, восьмое и девятое ребра этой стороны переломаны, а десятое - даже с раздроблением кости".

Не сразу, но установили: убитая - Луиза Симон-Деманш, француженка, которую на русский манер звали Луизой Ивановной. В России появилась восемь лет назад как всего лишь модистка, но прибывшая первым классом на пароходе "Санкт-Петербург". А всего через год, уже в Москве, стала известной купчихой, владелицей бакалейных лавок на Неглинной и винных лавок в Охотном Ряду с капиталом в 60 тысяч рублей, с внушительной квартирой в доме самого военного губернатора гр. Гудовича в Брюсовом, с загородной дачей в Останкине и многочисленными экипажами и слугами.

Здание в Брюсовом переулке, 21/11.

Тогда же выяснилось (и это сразу донесли самому генерал-губернатору, графу Закревскому), что несчастная приехала на деньги баснословно богатого москвича Сухово-Кобылина и восемь лет была его любовницей.

Позже все обратили внимание, что на похоронах ее "этот красавец" как-то демонстративно рыдал, бросался на гроб, бился чуть ли не в конвульсиях и едва не потерял сознание. Для близких это было странно, ибо они знали, что убитый горем мужчина был в это время в связи с новой женщиной - замужней Надин Нарышкиной. Впрочем, этот "спектакль" не убедил следователя, и 16 ноября 1850 года к дому любовника на Страстном подкатила черная карета, из которой вышли два полицейских и четверо солдат с ружьями. Они вошли в дом и вывели на улицу хозяина - уже связанного и без шапки.

Тогда же, кстати, всплыла и записка убитой к нему, посланная за два дня до трагедии: "Любезный Александр, заезжайте ко мне сегодня вечером, хоть на четверть часа. Мне необходимо поговорить с Вами. Я, может быть, беспокою Вас в последний раз…" И странное добавление внизу: "Прощайте, жизнь моя очень грустна. Вероятно, Вы уже скоро не услышите обо мне в Москве".

Последний факт - эта вот записка - озадачивал. Ведь убийство вроде бы свершилось на квартире модистки. Заехал ли к ней ее любовник? В тот самый дом, где по моим сведениям, жил до 1849 года, до приезда Симон-Деманш в Россию, и сам Сухово-Кобылин.

Ныне, увы, этого дома на углу Тверской и Брюсова переулка нет - он был дважды перестроен и сейчас в нем Министерство образования и науки. Но само место, где он стоял, было и до Сухово-Кобылина "пропитано" русской литературой. В 1826-1829 годах здесь обитала вдова поэта, прозаика и драматурга Михаила Никитича Муравьева - Екатерина Федоровна Муравьева, мать братьев-декабристов. Отсюда провожала она в Сибирь почти всех жен осужденных декабристов, снабжая их деньгами, колясками, аптечками и прочим. А позже, с 1830-х годов, здесь у философа, медика, физика и ботаника Иустина Дядьковского бывали и Чаадаев, и Денис Давыдов, а затем не только Белинский, но и сам Гоголь.

Словом, место было "намоленным" и уже неудивительным кажется, что будущий драматург Сухово-Кобылин поселился здесь. Он ведь и с Гоголем в молодости дважды встречался - плыл однажды на одном пароходе где-то в Средиземном море.

Тогда его только-только тянуло к литературе. И к высмеиванию всего и вся.

Здание в Большом Харитоньевском переулке, 17.

Мистер "Х" русской литературы (Бол. Харитоньевский пер., 17)

"Авторство (или творчество) есть способность развить в себе напряженность, переполненность, избыток электричества, заряд; этот заряд превратить в представление или мысль; мысль излить на бумагу… и такой общественный акт духа сдать в кассу Человечества", - напишет позже Александр Васильевич Сухово-Кобылин.

Он сдаст в эту "кассу" всего три пьесы, но - какие!

Кем же был этот титулярный советник и - "мистер Х" русской литературы? Аристократ "чистых кровей", крестник императора, светский денди, острослов, завсегдатай балов, плейбой, пользовавшийся бешенным успехом у женщин, и в то же время - помещик, владелец имений в пяти губерниях, хозяин чугуноплавильных, водочных и сахарных заводов и… будущий "удачливый" драматург? И вот тут нам не обойтись уже без похода к его первому чудом сохранившемуся дому - к изящному особняку в Харитоньевском.

Там было одно из первых "семейных гнезд" знаменитых Кобылиных, столбовых дворян, ведущих род от боярина времен Калиты Андрея Кобылы.

Отец Василий Александрович Сухово-Кобылин.

Редкая семья могла похвастать такой родовитостью. Ведь предок их дал жизнь множеству знаковых фамилий: Лодыгиным, Колычевым, Коновницыным, Кокоревым, Боборыкиным, Образцовым, Шереметевым. Андрей Кобыла считается прародителем и самих Романовых, более трех веков правивших Россией. Но в этом доме, с двумя десятками горничных и лакеев, жила семья уже просто полковника-артиллериста, который прошел все войны с Наполеоном, потерял глаз под Аустерлицем и палил из пушек по Парижу. Правда не к нему, не к Василию Александровичу, "малообразованному, но честному и прямодушному человеку", ходили сюда молодые профессора университета Надеждин, Погодин, Максимович, дававшие уроки детям ветерана - нашему герою и трем его сестрам, в том числе известной впоследствии графине Салиас-де-Турнимир, заметной доныне писательнице Евгении Тур. Они ходили к властной, суровой, хорошо образованной, с претензией "на европеизм", жене артиллериста - Марии Ивановне Шепелевой, которая ничего в жизни не боялась и еще в девичьи годы сама объезжала лошадей и ходила с ружьем на охоту.

Мать Мария Ивановна Сухово-Кобылина, урожд. Шепелева.

Одно время она "держала" и в этом доме, и впоследствии в утраченном доме № 3 на нынешней Пушкинской площади даже некий литературный салон. Надеждин, к примеру, писал, что она "всегда имела притязания на новый образ мыслей", а историк Погодин считал, что гостиная ее - одно из "сосредоточий литературного движения", "ареопаг печатных явлений". Даже Белинский напишет брату, что дом Сухово-Кобылиных "известен в Москве своею образованностью", и признается, что ему "очень хотелось бы пожить там немножко, чтобы приглядеться на beau-monde". В этом доме был даже зал для театрализованных утренников, во время которых дети разыгрывали сцены из спектаклей и декламировали стихи.

Когда репертуар не подбирался, Сухово-Кобылины сами брались за перо - наш Александр, заметим, уже в детстве сочинял водевили и играл в них. Оттуда, думаю, его тяга к театру и закрученным интригам…

Наконец, здесь и в следующем доме Сухово-Кобылиных (Бол. Кисловский пер., 4, стр. 2) станут запросто бывать и друзья будущего драматурга: Огарев, Герцен, Константин Аксаков…

"Заряд электричества" (Бол. Кисловский пер., 4, стр. 2)

Эти гости выгодно отличались от его знакомых "московских повес": князей Льва и Сергея Гагариных, братьев Черкасских, графа Строганова и даже известного авантюриста и кутилы Николая Голохвастова. С последними Сухово-Кобылин блистал на балах, волочился за красавицами, просиживал вечера за картами или в седлах на скачках, где как-то взял даже первый приз. Впрочем, "порхание" это не мешало Александру "бороться против соблазна суеты сует", писать стихи, бывать на премьерах, заниматься математикой и философией и даже получить в университете медаль за сочинение с мудреным названием "О равновесии гибкой линии с приложением к цепным мостам".

Сухово-Кобылин -лучший жокей России. Акварель. 1842 год.

Именно интерес к философии и погнал нашего героя в 1838 году за границу, где он, уже в университетах Гейдельберга и Берлина, влюбился в Гегеля и гегельянство. Увлечение это пронесет через всю жизнь и, несмотря на потерю многих личных бумаг, сгоревших в одном из имений, сумеет на старости лет "собрать" собственную философскую систему "Всемир", в которой путем математических исчислений докажет (так, во всяком случае, напишет в дневнике 1881 года) "возможность перехода человечества, благодаря развитию, в другое качество, качество бессмертия".

"Учение Всемир: инженерно-философские озарения" Сухово-Кобылина опубликуют только в 1995 году. Но ведь был же, был в нем тот "заряд электричества", опережавший время!

А потом, после Берлина, был Париж. И та самая встреча в ресторане "Пале-Рояль" с Луизой. Годы спустя он расскажет журналисту В. Дорошевичу как, "скучая за шампанским", заметил за соседним столом двух француженок: почти старуху и юную белокурую, голубоглазую девушку. "Он подошел с бокалом к их столу, - пишет Дорошевич, - представился и после тысячи извинений сказал: "Позвольте мне, чужестранцу… предложить тост за французских женщин". Тост был принят, было спрошено вино, Сухово-Кобылин присел к их столу, и завязался разговор".

Наш герой блистал за столом, острил на четырех языках, сыпал анекдотами, говорил о Москве, а когда девушка пожаловалась, что не может найти себе занятия в жизни, выпалил:

"Поезжайте в Россию. Хотите, я вам дам рекомендацию. Я знаю в Петербурге лучшую портниху Андрие, первую - у нее всегда шьет моя родня. Она меня знает отлично. Хотите, я вам напишу к ней рекомендательное письмо?.."

Письмо было написано тут же, под звон бокалов. А позже, после нескольких встреч, после совместных вылазок в театральные балаганы, похожие на рестораны, и в рестораны, напоминающие балаганы, к письму была приложена и тысяча франков. На "дорожные издержки".

Так завязался тот узел, который какой уже век распутывают историки и литературоведы.

Мясницкая полицейская часть, в которой был заключен подозреваемый Сухово- Кобылин. Фото: Личный архив Николая Аввакумова / Википедия.

Первый арест подозреваемого (Страстной бул., 9)

Не один я жалею ныне, что дом этот на Страстном снесли в 1997 году по воле какого-то АО "Мосрыбхоз". Остался фасад, да и тот сплошной "новодел". А жалею не потому, что в нем в 1820-х жил книготорговец и издатель Александр Сергеевич Ширяев, через книжные магазины которого его полный тезка Пушкин продавал "Руслана и Людмилу" и "Евгения Онегина"; и не потому, что после 1918 года тут размещался первый ЦК российского комсомола, где часто бывал даже Джон Рид.

Жалею потому, что здесь был последний приют последнего потомка Андрея Кобылы - Александра Сухово-Кобылина.

Вообразите, здесь до 1930-х годов были целы еще угловые печи, наполовину обшитые деревом и украшенные большими зеркалами, в которые, возможно, гляделся великий драматург, поправляя визитку или подкручивая знаменитые усы. Здесь он был дважды арестован и перенес все те тяготы шестилетнего следствия, здесь родились три его пьесы и умерли две будущие жены писателя. И не символичный ли знак послала нам судьба, уничтожив это здание? Уж не сама ли великая Клио замела напоследок все "следы" и без того запутанного "дела"?

В доме на Страстном с 1849 года жил весь клан Кобылиных: смирный "зритель в семье" одноглазый артиллерист с женой и - их дети. Не знаю в точности, как отнеслась семья к двум арестам и обыскам в комнатах своего сына. Но знаю, что были обнаружены некие пятна крови на полу и стенах (ради них следователь Троицкий даже вырезал и увез из дома фрагмент паркета), что были найдены компрометирующие записки и Луизы, и самого "подозреваемого" (в одной из них он за несколько дней до убийства звал Луизу к себе и шутливо грозил, чтобы она была "у меня перед глазами и в пределах моего кастильского кинжала. Возвращайтесь и трррррр… пещите"), что были изъяты здесь целых два кастильских кинжала - ведь какая улика! - а самого "подозреваемого" доставили в Хитровский переулок, в дом № 4, в Мясницкую полицейскую часть, и заперли в "секретный чулан… обстену (так! - Авт.) с ворами, пьяной чернью и безнравственными женщинами, оглашавшими жуткими криками здание частной тюрьмы…" - так напишет позже сам обвиняемый в жалобе на имя Николая I.

11 часов допроса, шантаж обер-полицмейстера Лужина, что он арестует его родных, слежка за родовым домом, даже допрос новой "пассии" сидельца, беременной к тому времени Надежды Нарышкиной - все это случилось за шесть дней его заключения.

Драматург в своем рабочем кабинете в имении Кобылинка.

Соперница жертвы (ул. Пречистенка, 16)

Надежда, Надин Нарышкина, не случайная, кстати, фигура, в "деле об убийстве". Ее всерьез "рассматривали" и как повод к устранению соперницы-француженки, и даже как чуть ли не свидетельницу самого кровавого преступления. Она, "светская львица", многих сводила с ума. Красавицей, говорят, не была (небольшого роста, рыжеватая, с неправильными чертами лица), зато "до злости" была остра на язычок, уверена в себе, грациозна и настолько властна, что муж ее, Александр Нарышкин, внук сенатора и обер-церемониймейстера Ивана Нарышкина (того самого, который в 1831-м был посаженным отцом на свадьбе Пушкина), покорно таскал ее страстные записочки Сухово-Кобылину.

Жила Нарышкина в доме деда и отца мужа, в огромном здании, где в перестроенных покоях располагается ныне Дом ученых (Пречистенка, 16). Наш "подозреваемый" часто бывал тут, в том числе на балу, который устроила Надин незадолго до убийства соперницы. Тот же Дорошевич пишет:

"В один из вечеров у этой аристократки был бал, на котором присутствовал Сухово-Кобылин. Проходя мимо окна, хозяйка дома увидела на противоположном тротуаре кутавшуюся в богатую шубу женщину, пристально смотревшую на окна. Дама monde"a узнала в ней Симон-Деманш, сплетни о безумной ревности которой ходили тогда по Москве. Ей пришла в голову женская злая мысль. Она подозвала Сухово-Кобылина, отворила огромную форточку окна и поцеловала ничего не подозревавшего ухаживателя на глазах у Симон-Деманш".

А другой эпизод этого "треугольника" едва ли не вел все следствие "по делу" к трагическому финалу. Пишут, что когда пылкая француженка застала Нарышкину у своего возлюбленного, то, якобы не сдержав гнева, ударила ее по лицу. На что не менее пылкий Сухово-Кобылин "схватил с камина тяжелый канделябр, пустил им во француженку и убил ее…" Кошмар!

Было или не было это, неизвестно, но страсти кипели африканские. К оправданию Нарышкиной добавлю, что пока будущий драматург сидел в застенке, она после допроса в полиции, будучи уже беременной от любовника, срочно и тайно укатила в Париж. И, может, в том оправдание ее, что, родив там девочку и выйдя замуж, вообразите, тоже за драматурга, за Дюма-сына, она, в память об убиенной, назвала ее Луизой.

Впрочем, я забежал вперед. Ибо через шесть дней Сухово-Кобылина выпустили из тюрьмы, поскольку дворовые люди его, также арестованные, вдруг сознались в убийстве.

Такой вот кульбит!

Так выглядел дом на Страстном бульваре, 9, снесенный в 1997 году.

Второй арест подозреваемого (Страстной бул., 9)

Все они, повар Ефим Егоров, конюх Галактион Козмин, горничные Аграфена Кашкина и Пелагея Алексеева, сначала хором скулили, что Симон-Деманш "жалованья не платит, одевает скудно, да еще бьет", а затем дали вдруг "признательные показания". Якобы повар ночью проник в спальню Луизы и задушил ее сначала подушкой, а потом полотенцем, которое подала ему Аграфена. Одновременно Галактион "со всей мощью" бил ее утюгом "по левому боку". Потом, приодев убитую, накрыли тело рогожей, довезли до Ваганькова и "вывалили тело в канаву". Уже отъезжая, Ефиму показалось, что Луиза еще жива. Тогда он соскочил с саней, подбежал к женщине и перерезал ей горло. Потом пили вино на квартире Симон-Деманш, сожгли в печи шубу убитой, "вероятно, сообразив, что в одном платье она уйти не могла", и договорились на все вопросы отвечать одно: "Ничего не знаем и ведать не ведаем".

Конечно, многие посчитали, что богач-хозяин подкупил своих крепостных, но все в их признаниях "поразительно сходилось".

Дом Сухово-Кобылиных был одним из культурных центров Москвы 1830-1840-х годов.

Обвиняемые отправились на каторгу, Сухово-Кобылин вернулся в дом, а дело скомкали и отправили в архив. Но каково же было удивление и будущего драматурга, и сплетников, когда через четыре года на пороге дома на Страстном вновь возникли полицейские. Оказывается, обвиняемые отказались от своих показаний и теперь утверждали: их вырвали невыносимыми пытками. И все бы ничего, но Егоров добавил, что якобы барин "задабривал его и предложил ему 1500 рублей серебром, свободу родственникам и ходатайство об облегчении участи…"

Так с мая 1854 года Сухово-Кобылин вновь оказался в тюрьме, на этот раз на шесть месяцев.

Именно тогда он фактически "умер" для привычного ему общества и именно тогда родился великий драматург. Ибо, избавившись, помните, "от суеты сует", он как раз в каземате где-то у Воскресенских ворот и закончил первую пьесу свою "Свадьба Кречинского". Ее позже поставят вровень с "Горем от ума" и "Ревизором" (например, критик Святополк-Мирский). А ведь она не только написана в тюрьме, но и под "тяжким обвинением" в убийстве. Хоть Пушкина перечитывай про "гений и злодейство"!..

Афиша премьерного спектакля "Свадьба Кречинского" в Малом театре. 1855 год.

Рождение творца

Нет, нашего героя не пытали, не подвешивали, как повара, на крюк, режим заключения для аристократов был мягким: Сухово-Кобылин ежедневно выходил в город, встречался и обедал с родными и друзьями, даже, пишут, купался в Москве-реке, но душевный слом в нем случился как раз тогда. 11 июля 1854 года он запишет в дневнике: "Жизнь начинаю постигать иначе. Труд, труд и труд. Возобновляющий, освежительный труд. Да будет это начало - началом новой эпохи в моей жизни. Совершился перелом страшным переломом…"

Вот он - "заряд электричества", "акт духа"!

"Свадьбу" триумфально поставил Малый театр в ноябре 1855 года, когда, невероятно, следствие еще не было закончено. Аховый факт, ничего подобного в русской литературе не было. Дело сдадут в архив лишь в 1857-м "за полной реабилитацией всех фигурантов". Сам Госсовет России своим вердиктом и Александр II своей подписью оправдают их.

Правда, так и осталось тайной для истории, кто же все-таки убил Симон-Деманш…

"Не будь у меня связей да денег, - обронит позже странную фразу драматург, - давно бы я гнил где-нибудь в Сибири". Не это ли породило бездну исследований и книг, среди которых - забавно! - появились даже две книги однофамильцев: в 1927 году в СССР вышла книга литературоведа Леонида Гроссмана "Преступление Сухово-Кобылина", а в 1936-м - книга Виктора Гроссмана "Дело Сухово-Кобылина".

Издание трилогии Сухово-Кобылина.

Первый доказывал вину драматурга, второй оправдывал его на основе "новых экспертиз"…

В доме на Страстном он читал друзьям в 1856 году написанную по горячим следам "процесса" пьесу "Дело" и в этом же доме писал спустя год пьесу третью - "Смерть Тарелкина". "Дело" - моя месть, - обличал он хищничество общества и погоню за деньгами. - Я отомстил своим врагам! Я ненавижу чиновников". А в последней пьесе просто влепил "клеймо… прямо в лоб беззаконию".

"Смерть Тарелкина" в постановке В. Мейерхольда. 1922 год.

Да, это пьесы-сатиры, комедии, но, по его словам, "рассчитанные не на то, чтобы зритель рассмеялся, а на то, чтобы он содрогнулся". "Светопреставление уже близко, - говорится в первой, - теперь только идет репетиция", а во второй это светопреставление как раз и изображается, где уже угнетены сами угнетатели, где "создатели" зла ненавидят мир за это зло, где "людей нет - все демоны", по выражению героя пьесы - Кандида Касторовича Тарелкина.

Да, это была месть драматурга. Но памятливая муза Клио тоже мстила в ответ драматургу. Не о долгом запрете двух пьес цензурой говорю я. Я имею ввиду двух его жен, которых он - одну за другой! - привез на Страстной: парижскую баронессу Мари де Буглон и англичанку Эмилию Смит. Первая скончалась в 1860-м от туберкулеза, через год после венчания, а вторая - и опять-таки через год после свадьбы - в 1868-м от простуды в России.

Вот тогда он, кажется, и скажет: "Количество потерь в моей жизни превысило допустимые пределы…"