04.04.2023 17:30
Поделиться

Магазины мобильных приложений и игр: Как они работают в России и чем отличаются

После удаления части российских приложений из Google Play и App Store большой интерес в России вызвали так называемые альтернативные магазины приложений. Сегодня работают три российских магазина приложений для операционной системы Android. Это Nashstore, RuMarket и RuStore. Последний был разработан компанией VK при поддержке Минцифры и развивается наиболее активно.
В каталоге RuStore сегодня насчитывается 5 тысяч приложений.
В каталоге RuStore сегодня насчитывается 5 тысяч приложений. / Сергей Михеев

По словам директора по работе с партнерами RuStore Ильи Ульянова, сейчас в магазине зарегистрировано более 4 тысяч издателей и появились первые зарубежные приложения. Самым крупным из них стала социальная сеть Likee, пользователи которой могут создавать и распространять короткие музыкальные видеоклипы с возможностью добавления спецэффектов и дополненной реальности (150 млн активных пользователей в месяц). По данным Mediascope Cross Web, мобильным приложением Rustore в феврале 2023 года воспользовалось 7% российских пользователей, аудитория магазина составила 10 миллионов человек, а в каталоге сегодня насчитывается 5 тысяч приложений и игр.

Владельцам смартфонов и планшетов на Android также доступны вендорские магазины приложений. Это LG SmartWorld, OPPO App Store, Samsung Galaxy Store, VIVO App Market, Xiaomi GetApps и Huawei AppGallery. Два последних наиболее популярны и в России, и в мире. Особенно выделяется Huawei AppGallery, который работает более чем в 170 странах и имеет около 580 миллионов активных пользователей в месяц. На платформе сейчас зарегистрировано 6 миллионов разработчиков, а в каталоге уже более миллиона приложений. Есть и российские приложения: "ВКонтакте", сервисы от "Яндекса", приложения российских банков (которые удалили из Google Play) и многие другие. Магазин предустановлен на всех устройствах Huawei, но его можно установить и на любой современный Android-смартфон.

Несмотря на санкции в отношении Huawei, в магазине есть программы американских разработчиков. К аккаунту в магазине пользователь может привязать российскую банковскую карту (МИР, Visa, Mastercard, Union Pay), а также оплачивать покупки с телефонного счета или кошелька QIWI. Из минусов стоит отметить, что приложения Google устанавливаются через эмулятор Gbox и оплачивать Google-сервисы, например, Google One или YouTube напрямую не получится.

Помимо "официальных" магазинов существуют и неофициальные: APKPure, Aptoide, F-Droid и прочие площадки, поддерживаемые различными сообществами. Выбор программ и игр там огромен, можно найти практически все популярные приложения из Google Play, включая удаленные российские или недоступные в России зарубежные.

При этом такие магазины не отвечают за содержание размещенных в нем приложений. Они могут удалить приложения, на которое много жалоб, но гарантии, что скачанное приложение абсолютно "чистое" у пользователя не будет. Подавляющее большинство софта в этих магазинах - это корректные программы, но риск заражения или взлома смартфона сохраняется.

Эксперт по кибербезопасности "Лаборатории Касперского" Татьяна Шишкова отмечает, что приложения на таких площадках остаются основным вектором заражения устройств на базе Android.

"Мы рекомендуем пользоваться только официальными магазинами приложений, в которых программы проходят модерацию. Это не дает 100% гарантии, что туда не попадут нежелательные программы, но существенно снижает такой риск по сравнению с неофициальными площадками", - говорит Шишкова.

Эксперт "Лаборатории Касперского" обратила внимание на то, что антивирусное ПО на смартфоне может предотвратить установку вредоносного приложения из такого магазина, однако проблема неофициальных магазинов еще и в том, что помимо вредоносных программ там часто размещают старые версии приложений, которые не обновляются, работают некорректно и содержат уязвимости.

"Если не удается найти приложения в официальном источнике, лучше всего воспользоваться веб-версией", - заключает Шишкова.

В самой некомфортной ситуации сегодня оказались российские пользователи iPhone. По данным мобильных операторов, их сейчас в России от 13 до 18% от общего числа абонентов (в зависимости от оператора). Компания Apple позволяет устанавливать приложения только из официального магазина App Store, из которого также удалены многие российские приложения. И хотя некоторые компании, например, Сбер, нашли обходные решения для установки на iPhone своего софта, в целом проблема не решена.

С 2024 года Apple под давлением властей ЕС, с большой долей вероятности, разрешит использование в странах Евросоюза альтернативных магазинов приложений. Однако, по мнению ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, это вряд ли поможет российским пользователям: "ЕС заставляет Apple установить сторонние магазины или дать возможность пользователям устанавливать приложения минуя Apple Store. Такие требования разрушают бизнес-модель Apple, и она наверняка введет региональную блокировку, которую будет соблюдать очень жестко. То есть пользователи с российскими аккаунтами Apple не смогут воспользоваться альтернативными европейскими магазинами приложений для iOS".

Также, по мнению Муртазина, приложения российских госсервисов и компаний, попавших под санкции, скорее всего, не допустят и в альтернативные магазины приложений.