03.05.2023 19:29
    Поделиться

    С 1 сентября в России разрешат дистанционные медосмотры водителей грузовиков и автобусов. Почему сейчас нельзя проводить проверку здоровья онлайн?

    Проводить дистанционные медицинские осмотры водителей в России до сих пор запрещено. Несмотря на то, что о телемедицине и ее успехах трубят на всех возможных форумах и конференциях. И даже ГИБДД поддерживает продвижение таких технологий. Однако Верховный суд четко сказал: "По закону - не положено". Пока.
    Врачи давно научились проверять водителей на расстоянии. Но закон пока этого делать не разрешает.
    Врачи давно научились проверять водителей на расстоянии. Но закон пока этого делать не разрешает. / Сергей Михеев / РГ

    Итак, задержали на дороге водителя грузовика, перевозящего щебень. При проверке документов инспектор установил, что водитель проходил медицинский осмотр перед выпуском на линию с помощью телемедицины. То есть без присутствия медицинского работника.

    Тут надо пояснить, что все водители, которые оказывают какие-либо услуги, должны перед выездом в рейс проходить медосмотр. Это касается и водителей автобусов, и такси, и грузовиков. В последнее время очень много говорится о развитии телемедицины и возможности проводить такие обследования на расстоянии с помощью соответствующего оборудования. Но - только говорится.

    По всей видимости, некая транспортная компания решила, что сейчас именно таким образом можно проверять состояние здоровья водителей. Но вот беда. Законы такие эксперименты пока не разрешают.

    В итоге все суды решили: раз перед выпуском в рейс не было медосмотра с участием врача, значит, его не было вообще. И Верховный суд с этой позицией согласился полностью.

    С 1 сентября вступят в силу поправки в законодательство, которые разрешают дистанционный медосмотр водителей

    Проведение предрейсового медицинского осмотра водителя транспортного средства с использованием телемедицинских технологий путем дистанционного взаимодействия медицинского работника и водителя не предусмотрено законом о безопасности дорожного движения и порядком, регулирующим процедуру проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров, подчеркнул Верховный суд.

    Все установленные сегодня требования предполагают непосредственное взаимодействие медицинского работника с водителем.

    Однако, можно сказать, что это последний удар по таким осмотрам. С 1 сентября вступают в силу поправки в законы "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" и "О безопасности дорожного движения", которые разрешают дистанционный медосмотр водителей перед выпуском их в рейс.

    У водителей дистанционно замерят давление, пульс, проверят адекватность поведения. Даже измерят чистоту дыхания на наличие паров алкоголя. Ответственность за такую проверку будут нести те, кто ее организует.

    При этом процедура должна обеспечивать идентификацию водителя, исключая возможность подмены одного лица другим. Также предусматривается, что в случае проведения дистанционных медосмотров водители не менее двух раз в год должны будут в очном режиме сдавать анализы на наличие алкоголя и наркотиков.

    Впрочем, новый закон предусматривает и исключения. Дистанционные медосмотры будут запрещены для водителей междугородных автобусов, перевозящих пассажиров на расстояния более 300 км, занимающихся перевозками организованных групп детей, а также тех, кто перевозит опасные грузы. Им предрейсовый медосмотр придется проходить по старинке. То есть непосредственно у медика на приеме.

    Как вам это

    Вячеслав Максимычев, директор автодрома "Тренинг":

    - Я поддерживаю решение суда. Сейчас некоторые медицинские компании начали получать лицензии на такие услуги. Но кто сует руку в прибор, установить невозможно. Медик должен быть в штате автопарка и проверять каждого водителя перед выпуском его на линию. Кроме того, медик должен проверять каждого водителя после окончания его работы. А иначе происходят аварии, в которых концов не найти. Выпуская на линию водителя, которого не проверил врач, автопарк ставит себя перед риском оплаты за последствия серьезного ДТП.

    Сергей Храпач, руководитель Ассоциации "Объединение региональных автотранспортных предприятий и перевозчиков":

    - На сегодняшний день по двум законам такую услугу оказывать нельзя. Сейчас, по сути телемедицина запрещена. Однако она имеет большие перспективы. При гарантии установления личности тестируемого. Только владельцев автобусов у нас более 300 тысяч.

    Поделиться