Судебная практика по делам о навязывании услуг автосалонами весьма противоречива
Адвокат Сергей Радько - о введении наказания за навязывание услуг покупателям машин
РГ
09.05.2023 19:04
09.05.2023 19:04
Поделиться
Инициатива депутатов Госдумы подготовить законопроект о наказании за навязывание услуг. Это та редкая история, когда усиление ответственности стоит только приветствовать. Только для этого необходимо не только внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях, но и в другие законы. Например, в закон о защите прав потребителей.

История эта длится уже несколько лет. Сначала после пандемии возник дефицит автомобилей, потом из-за последующих событий история продолжилась. Дилеры начали наживаться на покупателях машин. Они предлагали кому-то купить со скидкой, но для этого надо было оформить кредит, страховку всего, что можно, поддержку на дорогах. Если машину, стоящую два миллиона рублей, можно было купить за полтора, но при определенных условиях, то это заманчивое предложение. Но в конечном итоге покупателю она обходится в три миллиона.

А это нарушает права потребителя. Ведь он покупает машину, стоимость которой определена, а все остальные услуги он может купить где угодно по сходным ценам. Однако в договоре купли-продажи все это дополнительное оборудование зафиксировано. Неоднократно видел истории купли-продажи за 2 миллиона рублей, однако дополнительное соглашение дает покупателю право купить машину за 1,5 миллиона рублей. Но есть одна проблема.

По закону от защите прав потребителей, автовладелец может отказаться от навязанных услуг. Однако суды не всегда идут навстречу автовладельцам. Дело в том, что доказать факт навязывания услуг очень сложно. Поэтому судебная практика весьма противоречива.

Напомню, что в момент борьбы со страховым мошенничеством было принято решение: при продаже полисов ОСАГО вводится период охлаждения. То есть в течение 10 дней любой покупатель такого полиса может отказаться от всех остальных полисов, которые ему пришлось купить при оформлении договора.

Но при продаже автомобиля довольно сложно доказать навязывание услуг. А вдруг потребитель сам согласился на дополнительную страховку? А вдруг он просто потребовал оборудовать машину резиновыми ковриками, которые на рынке стоят 150 рублей за штуку, а в салоне - 1,5 миллиона за комплект?

Одной историей о внесении поправок в Кодекс об административных правонарушениях тут не отделаешься. Потребуются внесения в действующие базовые законы. Например, в тот же закон о защите прав потребителей.

А пока, когда автовладельцы отказываются от дополнительных услуг, суды принимают решения в пользу автосалонов. Есть и еще одна тонкость. При подписании договора купли-продажи в нем прописывается, в какой комплектации автомобиль продается. Там может быть прописана и дополнительная комплектация. А значит, нужно еще определить, что такое отделимая, а что такое неотделимая комплектация.

Сергей Радько
адвокат
Поделиться