23.05.2023 20:20
    Поделиться

    Ильдар Абдразаков исполнил в Москве цикл Георгия Свиридова "Отчалившая Русь" и романсы Сергея Рахманинова

    По приглашению Московской филармонии всемирно известный бас Ильдар Абдразаков исполнил цикл Георгия Свиридова "Отчалившая Русь" и романсы Сергея Рахманинова. За роялем - Мзия Бахтуридзе.
    Оперные певцы такого уровня крайне редко обращаются к камерному репертуару.
    Оперные певцы такого уровня крайне редко обращаются к камерному репертуару. / РИА Новости

    "Отчалившая Русь" называется "поэмой на стихи Сергея Есенина". Свиридов был изнуряющим перфекционистом. Забраковал премьеру, спетую тенором, и переработал опус для низкого голоса. Значимыми и принятыми автором стали лишь два исполнения: весной 1983 года Еленой Образцовой и осенью 1994 года Дмитрием Хворостовским.

    Ильдар Абдразаков для этого цикла открыл новую страницу его истории, когда музыка становится по-настоящему великой, ибо живет уже помимо воли своего создателя. Впервые певец представил "Отчалившую Русь" на сольном концерте в миланском "Ла Скала" в декабре 2021 года. А сейчас в Москве пел второй раз: ни одной формальной ноты - совершенное погружение в фантасмагорический мир музыки Свиридова и поэзии Есенина, где несказанная боль и предельная чистота и красота (вот только бы не было на сцене пюпитра в роли подсказчика) обретают магическое умиротворение. Между номерами цикла возникает звенящая гармония тишины, а зал замирает, боясь шелохнуться, вслушиваясь в каждый звук и каждое слово: от мотива гибели "отчего дома", катастрофы, нависшей над Россией, до "начала духовного преображения родины", когда надежда все же побеждает ужас.

    После такого эмоционального шока рахманиновская часть концерта была построена на контрастах: шутейные экзерсисы ("Письмо К.С. Станиславскому" или "Икалось ли тебе") перемежались с мрачной лирикой ("У врат обители святой", "Сон", "Все отнял у меня", "В молчаньи ночи тайной")... О душевной боли Ильдар Абдразаков поет мягко, даже с щемящей нежностью на как будто безбрежном дыхании, с восхитительными legato и piano. При этом рояль Мзии Бахтуридзе полнозвучный, но негромкий, хотя что редко бывает на вокальных концертах: крышка инструмента открыта полностью, но элегантный аккомпанемент не перебивает певца, а подчеркивает каждую его глубинную эмоцию и мысль.

    Кульминационной точкой вечера стал рахманиновский романс на стихи Мережковского "Христос воскрес". Точность и пронзительность, с какими певец исполнил это "послание к человечеству", привело зал в абсолютный трепет и пробрало до мурашек.

    Концерт закончился предсказуемым и всегда требуемом публикой бисом - каватиной Алеко из оперы Рахманинова. И очень жаль, что в таком огромном и богатом государстве, как Россия, пока не нашлось мецената, чтобы Ильдара Абдразакова, по праву занимающего сегодня позицию первого оперного певца страны и лучшего баса мира, услышали с этой изумительной программой не только в столице (или, как предполагается, еще в зажиточном Сочи), но и в самых малых городах, где, быть может, нет даже консерваторий и оперных театров. А в октябре 2024 года Ильдара Абдразакова ждут снова в "Ла Скала", уже с рекордным пятым сольным концертом за карьеру. И по категорическому желанию певца, как и в прошлый раз, в этот вечер будет звучать исключительно русская музыка.

    Поделиться