30.05.2023 17:38
Поделиться

Эксперт: Россия только выиграет от запрета российским грузовикам въезжать в Польшу

С 1 июня вступает в силу запрет на въезд в Польшу с белорусской территории грузовых машин с российскими и белорусскими номерами.

Однако российских перевозчиков это решение мало огорчило. Как пояснил "РГ", президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта "Грузавтотранс" Владимир Матягин, ЕС и Польша в том числе перестали пускать на свою территорию российские и белорусские грузовики еще в апреле 2022 года.

При этом европейские перевозчики по территории России продолжали ездить и перевозить как российские товары в Европу и Азию, так и ввозить товары оттуда в Россию. В октябре прошлого года правительство России несколько ограничило их возможности, сократив перечень товаров, которые фуры из Европы, в том числе Польши, могут ввезти в нашу страну и доставить до места назначения до 50 наименований. В их числе алкогольная и табачная продукция.

Товары же, экспортируемые из России в Европу, перегружались в Польше на границе. "Мы и так не въезжали в Польшу, но въезжали наши прицепы, и сегодня, видимо, речь идет о запрете на въезд прицепов. Будем, перегружаться на белорусской или российской границе и перецеплять эти прицепы к европейским перевозчикам", - говорит Владимир Матягин.

И продолжает: это хорошо, если перегрузка товаров теперь будет производиться на нашей стороне, будут развиваться логистические центры, появятся рабочие места, будет расти доход государства.

Также глава "Грузавтотранса" одобряет планы российских властей по введению полного запрета на проезд по территории России польских фур и возможности для них заправляться тут по российским ценам.

"Европейские перевозчики, оказавшись на нашем рынке без конкуренции, так как нам запрещено въезжать в страны их региона, начали диктовать цены, "задирать" их. Услуги российских перевозчиков стоят дешевле, и если европейцы уйдут с нашего рынка, цены будут снижаться. В любом случае конечный потребитель не почувствует на себе изменений, происходящих на транспортном рынке", - говорит он.

По мнению Матягина, если Россия окончательно ограничит передвижение польских грузовиков по территории России, Польша потеряет порядка 8-10 млрд долларов в год. И это не считая теневых доходов, которые их перевозчики зарабатывали за счет заправок на территории России по нашим ценам. "Одна фура может вывезти за раз больше тысячи литров дизеля. И перевозчики нередко занимались спекуляциями - в России заправлялись, а потом в Европе перепродавали это топливо по более высоким ценам", - дополняет он.

Впрочем, эксперт в сфере логистики Платон Попов полагает, что введенный Польшей запрет грозит российским участникам увеличением сроков по доставке импортных и экспортных товаров из европейских стран и в них. Так же он может увеличить затраты на доставку, если обязательства по её организации лежат на участнике поставки из РФ, так как для прохождения границ между Польшей и Белоруссией и в обратном направлении будет перегрузка. Для нивелирования этих изменений российские участники будут переориентироваться на альтернативные логистические маршруты.

Объем грузоперевозок РФ через Польшу до введения запрета составляет около 10% всего импорта и 1% всего экспорта России. продолжает Попов. Основной импортный поток через Польшу в РФ идет из европейских стран. Импортируются пищевые продукты, напитки, табачная продукция, одежда и обувь, средства гигиены и лекарственные препараты. На экспорт отправляются в основном объеме сырьевые ресурсы и их производные.

"С началом введения санкций со стороны правительств европейских стран в отношение России логистические компании нашли несколько решений для настройки объездных путей. Большая часть маршрутов переориентировалось на южное направление через такие транзитные страны, как Казахстан, Армения, Сербия, Азербайджан, Грузия. Место логистического хаба заняла Турция, позволяющая как направлять импорт в РФ из недружественных стран, так и направлять экспорт из РФ", - добавляет он.