В прошлом месяце подводная лодка компании OceanGate отправилась в свою третью глубоководную экспедицию на глубину 4000 метров к месту крушения "Титаника". На борту находились легендарный эксперт по крушению "Титаника" Поль-Анри Нарголе, британский миллиардер-исследователь Хэмиш Хардинг, пакистанский бизнесмен Шахзада Давуд, его сын-подросток Сулеман и генеральный директор OceanGate Стоктон Раш. Путешествие должно было длиться восемь часов, включая два с половиной часа спуска на дно океана. Но через час и 45 минут после того, как "Титан" оторвался от корабля-носителя, связь с ним была потеряна. Неделю спустя спасательные бригады извлекли взорвавшиеся обломки "Титана". Катастрофа привлекла внимание всего мира, в том числе инсайдеров отрасли, знакомых с операциями OceanGate.
Оператор "Титана" Карл Стэнли когда-то был хорошим другом Стоктона Раша. В эксклюзивном интервью для программы 60 Minutes австралийского телеканала 9News Стэнли сенсационно утверждает, что люди в глубоководной индустрии, включая самого Раша, знали, что деятельность OceanGate закончится именно так. "Раш в прямом и переносном смысле ушел с самым большим взрывом в истории человечества, с которым вы могли бы уйти, - сказал Стэнли в интервью. "И кто был последним, кто убил сразу двух миллиардеров и заставил их заплатить за эту привилегию?" - добавил он.
У Стэнли была возможность отправиться на "Титане" во время пробного погружения на Багамах в 2019 году. По его словам, в момент погружения каждые три-четыре минуты раздавались звуки, похожие на выстрелы. Стэнли убежден, что этот шум был вызван медленным растрескиванием корпуса из углеродного волокна. "Титан" компании OceanGate был единственным коммерческим подводным аппаратом, сделанным из углеродного волокна.
Инженеры-подводники считают, что этот материал слишком легкий, чтобы выдерживать огромное атмосферное давление на такой глубине океана. Но Раш настаивал на использовании углеродного волокна, потому что это позволило бы OceanGate разместить больше пассажиров на "Титане", а следовательно, извлечь больше прибыли из каждого погружения. "Я не сомневаюсь, что именно трубка из углеродного волокна была механической частью, которая вышла из строя", - сказал Стэнли о взрыве "Титана".
За несколько лет до последней экспедиции "Титана" сообщество экспертов в глубоководной отрасли было обеспокоено явным пренебрежением Рашем к стандартам безопасности и предупредило OceanGate, что надвигается катастрофа, если не будут внесены изменения. Но их предупреждения были проигнорированы, а тех, кто высказался, заставили замолчать. Главный пилот компании Дэвид Лохридж был уволен, и ему был предъявлен иск после того, как он огласил длинный список проблем с безопасностью. Роб МакКаллум сначала работал с OceanGate в качестве консультанта, но ушел, когда Раш преждевременно объявил о планах пассажирской экспедиции на "Титане". Мировой эксперт в экстремальных подводных операциях сказал, что Раш ведет себя безрассудно. "Когда дело доходит до безопасности, это такая токсичная культура, - сказал МакКаллум. - Это большое удовольствие - бить мировые рекорды, но они не засчитываются, если никто не доберется до дома".